Физиологическая дислалия это


Физиологическая дислалия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Физиологическая дислалия – это возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.

Общие сведения

Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) – это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в отечественной логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения – элизии, субституции, смешения звуков – носят временный, преходящий характер.

Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи – 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.

Физиологическая дислалия

Причины

Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:

  • Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
  • Несформированностью фонематического слуха. В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу – речи взрослых.

Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.

Этапы усвоения звуков

Сроки и последовательность появления звуков речи у детей обусловлены физиологической готовностью речедвигательного аппарата к их артикулированию и речеслухового анализатора к их восприятию и различению.

  • В первые два года жизни ребенок усваивает произношение гласных ([а], [о], [э]) и губно-губных согласных ([п], [б], [м]) – из этих звуков складываются первые слова малыша («папа», «баба», «мама»).
  • В 2-3 года появляются другие несложные по артикуляции гласные ([и], [ы], [у]), а также губно-зубные ([в], [ф]), переднеязычные ([т], д], [н]), среднеязычный ([й]), заднеязычные ([к], [г], [х]) звуки.
  • С 4 до 5 лет входят в речь сложные в плане артикуляции согласные, требующие точных движений языка и сильной воздушной струи: это свистящие ([с], [з], [ц]) и шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]).
  • Наконец, к 5-6 годам последними появляются соноры ([р], твердый [л]).

Таким образом, к старшему дошкольному периоду дети полностью овладевают фонемным составом родного языка. После этого возраста любые фонологические нарушения (даже единичные замены правильно произносимых звуков другими) не могут считаться вариантом нормы и нуждаются в исправлении. Также к физиологическому косноязычию не относятся звуковые искажения (межзубное, горловое, боковое и другое ненормативное произношение) – эти случаи подлежат коррекции в любом возрасте с момента выявления.

Симптомы физиологической дислалии

В период возрастного косноязычия речь ребенка звучит не очень разборчиво и четко. Это связано с недостатками произношения отдельных фонем: их отсутствием, заменами на более простые или смешением акустически и артикуляторно близких звуков, смягчением. Кроме этого, наблюдается несовершенство грамматической структуры и повествования.

Среди звуковых замен в период физиологической дислалии наиболее характерным является употребление свистящих взамен шипящих («масина» вместо «машина», «зук» вместо «жук»), переднеязычных взамен свистящих («тянки» ‒ «санки»). До определенного возраста звук «р» отсутствует совсем («ека» ‒ «река») или заменяется на [й] («йяк» ‒ «рак»), на [л] («голка» ‒ «горка»), на [в] («павк» вместо «парк»).

Среднеязычный звук [й] также может выступать заменителем сонорного [л] («йопата» ‒ «лопата»). Взамен заднеязычных часто употребляются переднеязычные («дусь» ‒ «гусь», «тубик» ‒ «кубик»). Твердые согласные обычно произносятся смягченно («зяйка» ‒ «зайка), иногда мягкие фонемы заменяются на твердые («тота» ‒ «тетя»). Дети затрудняются в произношении стечения согласных – обычно произносится один из звуков, остальные опускаются.

Безударные слоги нередко «выпадают» из слова, в новых и сложных по структуре словах отмечается перестановка звуков и слогов местами. Примерно с 3-4 лет дети осваивают правильное употребление падежных окончаний и предлогов. Связная речь формируется к 4 годам: появляются сложные предложения, ребенок может пересказать сказку, рассказать стишок. Нормой для этого возраста является нарушение логики повествования, рассказ с сокращениями или излишней детализацией, придумывание и опускание частей рассказа. Все эти недочеты при физиологической дислалии постепенно уменьшаются, и к 6 годам детская речь становится правильно оформленной в фонетическом и грамматическом плане.

Диагностика

Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:

  • Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию – от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
  • Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
  • Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
  • Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов – пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и др.
  • Обследование лексико-грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.

Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.

Профилактика нарушений речи

Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.

Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.

типов, причины и лечение - Hoool Health & Wellness

Это относится к нарушению речи, вызванному дефектом или пороком развития нервов, которые идут в органы артикуляции.

Дислалия - это неспособность или трудность формулировать понятную речь из-за аномалий в фоно-артикуляционных органах, таких как губы, нижняя челюсть, вуаль неба, языка и т. Д.

Чаще всего это состояние затрагивает детей в возрасте от 4-8. Но в некоторых случаях некоторые подростки и даже взрослые могут страдать от дислалии.

Многие люди считают это состояние одним из самых распространенных нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Как правило, у ребенка с этим заболеванием возникают значительные проблемы с артикуляцией различных фонем или групп фонем.

Термин «фонемы» относится к абстрактным единицам звуков в языке, который помогает отличить каждое слово от других. Они играют важную роль в речи и общении.

Когда дети страдают от этого состояния, они, как правило, показывают неуместное произношение слов и звуков.

В худшем случае дети с дислалией говорят так, что результаты этого непостижимы для людей.

Однако, иногда, когда дети плохо произносят, когда произносят какие-то конкретные слова, люди могут иметь дело с недостаточностью артикуляции, что означает, что некоторые из речевых органов у детей все еще находятся в стадии развития.

В таких случаях, если дать достаточно времени, проблемы с произношением и произношением ребенка в конечном итоге нормализуются.

Типы дислалии

Если мы классифицируем это расстройство в соответствии с его этиологией (специфическим набором причин), мы можем разделить дислалии на следующие виды:

Физиологическая дислалия

Состояние, вызванное возрастным недомоганием развитие детской речи.Тем не менее, структуры органов в конечном итоге созревают и вовремя исправляют проблему.

Этот тип дислалии может возникать из-за незрелости органических структур, участвующих в речи, отсутствия слуховой дискриминации, дыхательных изменений или ограниченных движений в органах артикуляции.

Большинство детей способны преодолеть это состояние до достижения возраста 5 лет.

Слуховая дислалия

Расстройство суставов, вызванное нарушением слуха, которое не позволяет пациентам адекватно улавливать и имитировать звуки.

При условии, что правильный слух играет важную роль в развитии речи, люди с этой проблемой демонстрируют изменения в том, как они говорят, такие как голос и ритм.

Органическая дислалия

Это состояние возникает из-за анатомических нарушений в структуре суставного аппарата.

Другими потенциальными причинами этого типа дислалии являются травмы центральной нервной системы или органическое изменение периферических органов речи.

Функциональная дислалия

Это относится к дефекту в развитии артикуляции из-за аномалии в функции периферических органов.Когда дети страдают от этого состояния, они могут иметь проблемы с любой фонемой.

При этом типе дислалии люди могут найти фонетических расстройств и фонологических расстройств .

Фонетические расстройства будут изменения в производстве фонем, как правило, сосредоточены на моторном аспекте сустава.

Фонологические расстройства относятся к изменениям на уровне восприятия и организации, как правило, влияющих на механизмы концептуализации звуков и восприятие отношений между письменными персонажами и их значения.

Обычной особенностью функциональной дислалии является частая замена, пропуск или деформация букв, таких как буквы R, K, L, S или Z.

В большинстве этих случаев неисправность фоно-артикуляторных органов не проявляется. не происходит из-за физической травмы (повреждения / травмы) или уродства.

Причины

Несколько факторов могут привести к развитию этого нарушения речи, и некоторые люди имеют тенденцию делить их на две категории:

Органические причины:
  • Дефекты в структуре аппарата периферического сустава, который включает язык, губы, зубы и челюсти.
  • Толщина губ, ограничивающая их движение
  • Укороченная подъязычная связка
  • Суженная челюсть

Однако, когда дислалия не возникает из-за аномалий в фоно-суставных органах, причина, вероятно, связана с проблемами развития.

Причины развития
  • Плохие моторные навыки, возможно, из-за психомоторных нарушений
  • Трудности в восприятии пространства-времени
  • Отсутствие слухового восприятия
  • Интеллектуальная инвалидность
  • Психологические расстройства

Однако исследователи все еще проводят исследования какие еще факторы могут быть вовлечены в развитие дислалии.

Лечение

Медицинские эксперты, скорее всего, разработают программу артикуляции, основанную на поведенческой модели.

Они проанализируют поведение пациента, чтобы разделить проблему на несколько категорий, которые они будут рассматривать одну за другой.

Затем медицинские эксперты разработают игры, чтобы стимулировать способность детей воспроизводить звуки, делая их дублирующими движения и позы, а также экспериментировать с гласными и согласными.

Еще один способ помочь - побудить пациентов координировать движения губ с помощью упражнений с губами и языком.

Большая часть терапии направлена ​​на то, чтобы помочь детям тренировать мышцы, участвующие в речевом процессе.

Доступно несколько других видов лечения, но выбор медицинских экспертов зависит от потребностей пациента и серьезности заболевания.

Что такое дислалия? (с рисунками)

Дислалия - это тип нарушения речи, при котором у пациентов возникают заметные трудности с правильным произношением слов и четким составлением речи. У некоторых людей с этим расстройством возникают проблемы с произнесением лишь нескольких определенных звуков, в то время как у других возникают проблемы с общением в целом. Это состояние обычно не возникает из-за неврологических проблем, и во многих случаях врачи прослеживают его до определенных дефектов речевого органа. Некоторые другие причины дислалии включают потерю слуха и определенные проблемы с обучением.Нарушение обычно появляется у маленьких детей, когда они впервые достигают среднего возраста начала говорить.

В некоторых случаях диссиалия может быть вызвана потерей слуха.

Когда ребенок впервые испытывает значительные трудности с речью, врач обычно сначала исследует общую структуру языка.Обычные причины дислалии могут быть связаны с неправильным образованием связки, которая прикрепляет язык к нижней части рта. Когда эта связка слишком короткая, правильное движение языка может быть более проблематичным, чем обычно. Хотя точная причина этого порока связки неизвестна, ее обычно можно исправить с помощью относительно простой операции. Большинство врачей рекомендуют проводить эту процедуру как можно раньше у молодых пациентов с дислалией, чтобы им было легче развить четкие привычки речи после операции.

Некоторым детям трудно научиться умственно обрабатывать, а затем словесно воспроизводить произнесенные слова.

Врожденная глухота является еще одной причиной дислалии, и связанные с ней проблемы с речью возникают из-за неспособности понять правильную речь других людей.Серьезность проблемы обычно тесно связана с существующей потерей слуха. Некоторые пациенты с частичной глухотой могут слышать звуки только на ограниченных высоких или низких частотах; это условие иногда заставляет определенные звуки казаться им неразличимыми. Многие люди со слабой или умеренной слуховой дислалией испытывают затруднения при объяснении различий между звуками "f", "s" или "th" в разных словах.

Общая дислалия вызвана неправильным образованием связки, которая прикрепляет язык к нижней части рта.

Дислалия иногда может быть характеристикой конкретной неспособности к обучению, которая влияет на артикуляцию речи. Этот тип инвалидности влечет за собой трудности в обучении умственной обработке и словесному воссозданию разговорных звуков. Другой тип проблемы в обучении, который может привести к дислалии, известен как фонематическое расстройство, при котором страдающий испытывает трудности с различением различных звуков и выбором правильного слова для данного слова.Лечение таких нарушений речи, связанных с речью, обычно включает в себя продолжающиеся сеансы терапии. Цель этого типа логопедии обычно состоит в том, чтобы помочь пациентам освоить альтернативные способы тренировки мозга, чтобы распознавать, обрабатывать и правильно формулировать соответствующие части слов.

Текущие сеансы терапии часто могут быть полезны в борьбе с дислалией.Дисалия часто появляется у маленьких детей, но ее можно лечить с помощью логопедии. ,

определение дислалии по медицинскому словарю

Кроме того, у пациента 1 были выявлены поведенческие проблемы и задержка моторного и речевого развития с сильно нарушенным пониманием речи и дислалией, в то время как его мать окончила среднюю школу и посещает университет. Чтобы оценить дисфагию и дислалию, мы получили КТ от челюстно-лицевой области до thorax. Данные, принятые во внимание, относятся к личному и семейному анамнезу детей, страдающих дислалией, собранным логопедами из Регионального центра логопедии в Сучаве по системе TERAPERS.

В соответствии с типом нарушения речи у большинства субъектов (54%) была дислалия, у 25% - дисфазия, а заикание наблюдалось у 21%.

Результаты показали, что у 54% испытуемых была дислалия, в то время как у 70% была нарушенная артикуляция, и только у 30% была сохраненная и правильная артикуляция.

Пропуски боковых образований имели место у 6% субъектов, замещения у 46% субъектов и искажения у 52% субъектов с дислалией.

Автоматический анализ аудиозаписей детей с дислалией // SAACS-07.- Яссы, Румыния, 2007 .-- С.

Что касается нарушений произношения, они встречаются относительно часто у детей, состоящих в деформации, замене, пропуске, инверсии некоторых звуков в спонтанной или воспроизводимой речи, причем это расстройство называют дислалией. Как правило, дислалия - это неспособность произносить определенные фонемы, постоянно проявляющиеся при любых обстоятельствах, как в спонтанной, так и в повторяющейся речи, в словах, слогах или в попытке произнести изолированную фонему.

Исходя из того, что между детьми с нарушениями речи (дислалия, дисграфия) и детьми с нормально развитым языком существуют различия в психомоторной сфере, мы попытались в ходе нашего исследования выявить взаимосвязь между некоторыми аспектами психомотричности и речи расстройства (дислалия, дисграфия).

доказанная эффективность интеграции компьютерных программ в классическую речевую терапию дислалии (образовательное и терапевтическое программное обеспечение) для английского языка, такую ​​как OLP-Ortho-Logo-Paedia System, Laureate Learning Systems и т.д .;

Терапевтические методы, специфичные для каждого типа дислалии, были определены как для общих методов, так и для процедур: гимнастика и миогимнастика тела и органов, участвующих в произношении, обучение дыханию и установление баланса между вдохом и истечение срока, обучение фонематическому слуху, а также конкретные методы для реализации звуковой наложения, консолидации и автоматизации, в соответствии с общей схемой логопедического вмешательства.

,

Смотрите также