Признаки невроза у детей


Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины и виды неврозов

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы
  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у  мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков, по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Полный текст "Психоанализ детей"

 125326 ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТЕЙ ДРУГИЕ КНИГИ МЕЛАНИ КЛЕЙН ВЗНОСЫ В ПСИХО-АНАЛИЗ С Паулой Хейванн, Сьюзен Айзекс и джоан ривьер РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА С Джоан Ривьер ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ И РЕПАРАЦИЯ Зависть и благодарность С Паулой Хейманн и R * E. Money-Kyrle НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХО-АНАЛИЗЕ ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТЕЙ Мелани Кляйн УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПЕРЕВОД BT ALIX STRACHEY GROVE PRESS, INC./НЬЮ-ЙОРК Первоначально опубликовано Hog-Arth Press и Институт психоанализа № 2 2, в Международная психоаналитическая библиотека, Лондон ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ ПЕРВЫЙ ВЕЧЕРНИЙ ВЫПУСК 1960 Библиотека o Конгресс Каталог "Номер карты: 60-11091 ИЗГОТОВЛЕННЫЙ В XJNITED ГОСУДАРСТВАХ АМЕРИКИ ПАМЯТИ Карл Абрахам В БЛАГОДАРНОСТИ И A D M I RATI O N «ИНОГДА мы можем испытывать смятение перед лицом массы явления, которые встречают нас в широком поле человека менталитет, из игры детей и других типичных Протоки ранней активности фантазии, через первые развитие интересов и талантов ребенка, вплоть до наиболее ценные достижения зрелых людей и самые крайние индивидуальные различия.р, 406. Предисловие к первому изданию Эта книга основана на наблюдениях, которые я проводил. в состоянии сделать в моем психоаналитическом работа с детьми. Мой первоначальный план состоял в том, чтобы проголосуйте за первую часть этого описания техники, которую я разработали и второе к утверждению тео- выводы, к которым моя практическая работа имеет союзники привели меня, и которые теперь кажутся в свою очередь хорошо приспособлен, чтобы помочь технике, которую я использую. Но по ходу написание этой книги задача, которая распространилась на несколько годы вторая часть переросла свои пределы.В дополнение к моему опыту детского анализа, наблюдению Мнения, которые я сделал при анализе взрослых, побудили меня применить мои взгляды относительно самых ранних стадий развития ребенок для психологии взрослого, а у меня есть прийти к определенным выводам, которые я сделаю в эти страницы как вклад в общую психоаналитическую теория ранних этапов развития делимый. Этот вклад во всех отношениях основан на теле знания, переданные нам Фрейдом.Это было по делиться своими выводами о том, что я получил доступ к уму маленьких дети и могли бы проанализировать и вылечить их. При этом, кроме того, я смог сделать эти прямые наблюдения ранние процессы развития, которые привели меня к моему представить теоретические выводы. Эти выводы содержат полное подтверждение знаний, полученных Фрейдом анализ взрослых, и стремление расширить это знание в одном или двух направлениях. Если 
.

невроз | Определение, типы, лечение и факты

Невроз , множественное число неврозов , также называемое психоневроз или множественное число психоневрозов , психическое расстройство, которое вызывает чувство дистресса и дефицита в функционировании.

Британика Викторина

Медицинские термины и викторина пионеров

Кто был соучредителем современной неврологии, который оказал большое влияние на ученика по имени Зигмунд Фрейд?

Неврозы характеризуются тревогой, депрессией или другими чувствами несчастья или стресса, которые несопоставимы с обстоятельствами жизни человека.Они могут нарушать функционирование человека практически в любой сфере его жизни, отношений или внешних сношений, но они не настолько серьезны, чтобы вывести человека из строя. Пострадавшие пациенты обычно не страдают от потери чувства реальности, наблюдаемого у людей с психозами.

Психиатры впервые использовали термин невроз в середине 19-го века для классификации симптомов, считающихся неврологическими по происхождению; Префикс «психо» был добавлен спустя несколько десятилетий, когда стало ясно, что психические и эмоциональные факторы важны в этиологии этих расстройств.Термины теперь используются взаимозаменяемо, хотя более короткое слово встречается чаще. Оба термина, однако, не обладают необходимой точностью для психологической диагностики и больше не используются для этой цели.

Теории

Психоаналитическая традиция считает, что неврозы возникают в результате интрапсихического конфликта (конфликта между различными побуждениями, импульсами и мотивами, которые содержатся в различных компонентах разума). В основе психоаналитической теории, основанной австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, лежит постулируемое существование бессознательной части ума, которая, помимо других функций, выступает в качестве хранилища для подавленных мыслей, чувств и воспоминаний, которые беспокоят или иным образом неприемлемы для сознательный разум.Эти подавленные психические переживания, как правило, являются сексуальными или агрессивными побуждениями или болезненными воспоминаниями об эмоциональной потере или неудовлетворенной тоске, датируемой детством. Беспокойство возникает, когда эти неприемлемые и подавленные побуждения угрожают проникнуть в сознание; побуждаемая тревогой, сознательная часть ума (эго) пытается отразить появление в сознании подавленного ментального содержимого с помощью защитных механизмов, таких как подавление, отрицание или формирование реакции. Невротические симптомы часто начинаются, когда ранее непроницаемый защитный механизм выходит из строя и запрещенный импульс или импульс угрожает проникнуть в сознание. См. Также психоанализ.

Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд, 1921. Мэри Эванс / Зигмунд Фрейд Авторские права (любезно предоставлены У. Э. Фрейдом) Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Несмотря на то, что психоаналитическая теория продолжает оказывать влияние, другая важная точка зрения, связанная с поведенческой психологией, представляет невроз как усвоенный, неуместный ответ на стресс, который можно не изучать.Третий взгляд, вытекающий из когнитивной теории, подчеркивает, каким образом дезадаптивное мышление, такое как страх возможного наказания, способствует неточному восприятию себя и окружающих событий.

Типы

Обсессивно-компульсивные расстройства характеризуются непреодолимым проникновением нежелательных идей, мыслей или чувств в сознание или необходимостью многократно выполнять ритуальные действия, которые страдалец воспринимает как ненужные или необоснованные. Навязчивые идеи могут включать периодические насильственные или непристойные мысли; компульсивное поведение включает в себя такие ритуалы, как многократное мытье рук или запирание дверей.Препарат кломипрамин оказался эффективным при лечении многих пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами.

Соматоформные расстройства, которые включают так называемые истерические или конверсионные неврозы, проявляются в физических симптомах, таких как слепота, паралич или глухота, которые не вызваны органическими заболеваниями. Истерия была одним из первых синдромов, которые должны были понять и лечить психоаналитики, которые считают, что такие симптомы возникают в результате фиксации или остановленных стадий раннего психосексуального развития человека.( См. конверсионное расстройство.)

При тревожных расстройствах тревога является главной чертой, проявляющейся либо в относительно коротких, острых приступах тревоги, либо в хроническом чувстве безымянного страха. Люди, испытывающие приступы тревоги, могут страдать от расстройств пищеварения, чрезмерного потоотделения, головных болей, учащенного сердцебиения, беспокойства, бессонницы, нарушений аппетита и нарушения концентрации внимания. Фобия, тип тревожного расстройства, представлена ​​неуместными страхами, вызванными конкретными ситуациями или объектами.Некоторые общие объекты фобий - это открытые или закрытые пространства, огонь, высокие места, грязь и бактерии.

Депрессия, когда она не является ни чрезмерно тяжелой, ни длительной, считается неврозом. Депрессивный человек чувствует себя грустным, безнадежным и пессимистичным и может быть вялым, легко утомленным, медленным в мыслях и действиях и иметь пониженный аппетит и трудности со сном.

Посттравматическое стрессовое расстройство - это синдром, возникающий у людей, перенесших какое-либо крайне травмирующее событие, такое как стихийное бедствие, пытки или лишение свободы в концентрационном лагере.Симптомы включают ночные кошмары, рассеянное беспокойство и чувство вины за то, что выжили, когда другие погибли. Расстройство деперсонализации состоит из ощущения мира или себя как странного, измененного, нереального или механического качества.

Лечение

Психиатры и психологи лечат неврозы по-разному. Психоаналитический подход включает в себя оказание помощи пациенту в осознании подавленных импульсов, чувств и травмирующих воспоминаний, лежащих в основе его симптомов, что позволяет ему достичь роста личности через лучшее и более глубокое самопонимание.Те, кто считает, что неврозы являются результатом выученных реакций, могут восстанавливать пациента с помощью процесса, известного как десенсибилизация: например, человек, который боится высоты, постепенно подвергался бы постепенному увеличению высоты в течение нескольких недель. Другие подходы к обучению включают моделирование более эффективного поведения, при котором пациент учится на собственном примере. Когнитивный и межличностный подходы включают обсуждение мыслей и восприятий, которые способствуют развитию невротических симптомов пациента, в конечном итоге заменяя их более реалистичными интерпретациями внешних событий и внутренних реакций пациента на них.Многие психиатры предпочитают физические подходы, такие как психотропные препараты (в том числе противозачаточные средства, антидепрессанты и антипсихотические препараты) и электросудорожная (шоковая) терапия. Многие психиатры отстаивают комбинации этих подходов, точный характер которых зависит от пациента и его жалобы.

Эта статья была недавно исправлена ​​и обновлена ​​Эми Тикканен, менеджером по исправлениям.

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

,

Список лекарств от невроза (1 сравнение)

Невроз - это состояние, при котором негативные или навязчивые мысли имеют тенденцию доминировать в вашем уме, делая ваше поведение резким и иррациональным и заставляя вас бороться с повседневными ситуациями. Невроз также можно назвать невротическим поведением.

Каковы симптомы невроза?

Невроз больше не считается самостоятельным заболеванием, но ставится диагноз тревоги.

Симптомы обычно включают чрезмерное беспокойство или интенсивное поведение, которое мешает профессиональной, романтической и общественной жизни человека, независимо от того, насколько незначительной является проблема.

Примеры невротического поведения включают в себя:

  • Вы прибываете в аэропорт за 4 часа до отправления, хотя 2 часа будет достаточно, а затем каждые 10 минут спрашивайте агента по выходу на посадку, если время 9009
  • Вы постоянно спрашиваете нового романтического партнера, не обманывают ли вы вас, и обвиняете себя в том, что прогнали его
  • Жалоба на случайные боли и боли или болезни, хотя постороннему, кажется, нет медицинской причины
  • Постоянно отговаривать людей по непонятным причинам, таким как громкий смех, ходьба по тротуару или то, как они вешают посуду
  • Зацикливаясь на безопасности вашего ребенка до такой степени, что вы не позволите им играть на детской площадке или играть с друзьями
  • Тратить больше времени, чем необходимо для выполнения задачи, потому что вы не хотите ошибаться
  • Спор о мелких инцидентах
  • Чувство страха перед будущим.

Наличие невротической личности может сделать людей более склонными к другим состояниям, называемым интернализующими расстройствами, такими как:

  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Депрессия
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Социальная фобия
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Паническое расстройство
  • Антисоциальное расстройство личности.

Как лечится невроз?

Невроз можно лечить, используя терапию модификации поведения, или фармакологическое лечение, или и то, и другое.Лечение может включать в себя:

  • Помощь человеку с неврозом в осознании подавленных импульсов, чувств и травмирующих воспоминаний, лежащих в основе их симптомов
  • Восстановление полученных ответов посредством процесса, известного как десенсибилизация
  • Моделирование более эффективного поведения, поэтому человек учится на примере
  • Обсуждение мыслей и восприятий, которые способствуют развитию невротических симптомов у пациента, а затем замена их более реалистичными интерпретациями
  • Осознанность - более интенсивно думать о своем опыте, а затем менять свой взгляд на опыт
  • Антидепрессанты, анти-тревожные и антипсихотические препараты
  • Электросудорожная (шоковая) терапия.

Смотрите также