Психологическая готовность ребенка к школе это


Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность.

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника. Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

 Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту - поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! :-)

Психологическая готовность ребенка к школе и методы ее диагностики

Уровень готовности ребенка к школе состоит из нескольких не менее важных составляющих: физической готовности, социальной, психологической. Последний, в свою очередь, делится на несколько компонентов (личный, интеллектуальный и волевой). О них, как о главном, и пойдет речь.

Содержание статьи:

  • Какова психологическая готовность ребенка к школе?
  • Что должно насторожить родителей?
  • Как проверить психологическую готовность ребенка к школе
  • Куда обращаться за проблемами

Какова психологическая готовность ребенка к школе - портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой очень многогранный фактор, подразумевающий готовность ребенка приобретать новые знания, а также поведенческие, бытовые и другие навыки.Понять …

Интеллектуальная готовность. состоит из следующих компонентов:

  • Любопытство.
  • Уже доступен запас навыков / знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой горизонт.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых моделей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать - где он живет (адрес), ФИО родителей и информация об их работе.
  • Уметь рассказать о том, из какого состава его семья, какой образ жизни и т. Д.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Иметь информацию о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), окружающем мире (флора и фауна в регионе, где живет ребенок, наиболее распространенные виды).
  • Ориент во времени / пространстве.
  • Для систематизации и обобщения информации (например, яблоки, груши и апельсины - это фрукты, а носки, футболки и шубы - это одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития подразумевает верность изучению и пониманию того, что вам придется выполнять те задачи, которым душа не лжет. То есть…

  • Соблюдение режима (день, школа, питание).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы из результатов обучения (не всегда положительных) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Умение ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Готовность личности.

Одной из самых больших трудностей в школе для ребенка является социальная адаптация. То есть готовность знакомиться с новыми детьми и учителями, преодолевать трудности в отношениях и т. Д. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работа в команде.
  • Общение с детьми и взрослыми, разные по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Защищайте свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Поиск компромисса в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития ребенка предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» ребенка программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты).На низком уровне этой «зоны» относительно уровня, необходимого для разработки школьной программы, ребенок психологически не готов к обучению (он просто не сможет выучить материал). Процент детей, которые не готовы к школе, сегодня очень высок: более 30% семилетних имеют, по крайней мере, один компонент психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям своей детской непосредственности.
  • Не умеет слушать - перебивает.
  • Отвечает, не поднимая руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не может сидеть 45 минут в одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать комментарии / критику.
  • Не интересуется тем, что происходит в классе, и не может слышать учителя, пока он не обращается непосредственно к ребенку.Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие желания к обучению) вызывает значительные пробелы в знаниях со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Признаки интеллектуальной недоступности для учебы:

    • Вербализм: очень высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность сотрудничать с детьми и взрослыми, неадекватное включение в общую практику. Результат: неспособность работать по шаблону / шаблону, неспособность соотносить задачи и их действия, одностороннее развитие мышления.
    • Страх, беспокойство. Или боязнь ошибиться, совершить плохой поступок, что опять-таки приводит к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность приводит к консолидации комплекса неудач, снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
    • Демонстративность. Эта функция предполагает высокие потребности ребенка во всеобщем внимании и успехе. Ключевой проблемой является отсутствие похвалы.Такие дети должны искать возможности для самореализации (без назидания).
    • Избежание реальности. Этот вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть высокую потребность в общем внимании с невозможностью выразить это осознают из-за страха.

    Как проверить психологическую готовность ребенка к школе - лучшие практики и тесты

    Определить, готов ли ребенок к школе - можно с помощью определенных методик (хорошо, их не хватает), как дома, так и на приеме у специалиста.Конечно, готовность к школе - это не только умение комбинировать, вычитать, писать и читать. Все компоненты готовности важны для адаптации к новым условиям.

    Итак, самые популярные методы и тесты - определяют уровень развития малыша.

    тест Керн-Ярасека.

    • Проверяем: зрительное восприятие малыша, уровень его двигательного развития, сенсомоторную координацию.
    • Задание № 1.Рисунок цифры из памяти (мужской).
    • Задание № 2. Копия письменных писем.
    • Задание № 3. Нарисуйте группу точек.
    • Оценка результата (5-балльная шкала): высокий уровень развития - 3-6 баллов, 7-11 баллов - средний, 12-15 баллов - ниже нормального значения.

    Метод Pattern LI. Tsekhanskaya.

    • Проверяем: формирование умения сознательно подчинять требования своих действий, умение слушать взрослого.
    • Сущность метода. В 3 рядах фигуры: треугольники вверху, квадраты внизу, кружочки - посередине. Задача состоит в том, чтобы нарисовать рисунок, аккуратно соединяющий квадраты с треугольниками через круги в порядке (согласно инструкции), определяемому учителем.
    • Оценка. Правильно - когда связи совпадают с диктовкой учителя. Для разрывов строк, пропусков, ненужных соединений - точки - минус.

    Графический диктант Д.Б. Эльконин.

    • Мы проверяем: формирование умения сознательно подчинять требования своих действий, умение слушать учителя, умение сосредоточиться на образце.
    • Суть метода: на листе в клетку положите 3 точки, из которых они начнут воспроизводить рисунок в соответствии с инструкциями учителя. Линия не может быть прервана. Ребенок рисует другой узор самостоятельно.
    • Результат.Точность изображения под диктовку - способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность независимого рисунка - это степень независимости ребенка.

    Рисунок точками А. Л. Венгер.

    • Проверяем: уровень ориентации для определенной системы требований, выполнение задачи с одновременной ориентацией на образец и восприятием на слух.
    • Суть метода: воспроизведение образцов фигур путем соединения точек по линиям согласно заданному правилу.
    • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
    • Оценка результата. Оцените тест с общим баллом за 6 заданий, который уменьшается в зависимости от качества задания.

    Методология Н.И. Gutkinoy.

    • Проверяем: психологическую готовность малыша и его основные составляющие.
    • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких областей развития крохи - произвольного, речевого, интеллектуального развития, а также мотивационного и нужного.
    • Сфера мотивации и потребности. Здесь метод используется для определения доминирующих мотивов и для обсуждения внутренней позиции будущего студента. В первом случае ребенка приглашают в комнату с игрушками, где учитель предлагает ему послушать интересную сказку (новую). В самый интересный момент сказка прерывается и малышу предоставляется выбор - послушать сказку или поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выбирает сказку, а с игрой - игрушку / игру.
    • Интеллектуальная сфера. Проверяется с помощью методик «Сапоги» (на картинках для определения логического мышления) и «Последовательности событий». Во втором методе также используются картинки, которые следует использовать для восстановления последовательности действий и составления короткого рассказа.
    • Соник прятки. Взрослый с ребенком определяет звук, который они будут искать (c, w, a, o). Затем учитель называет слова, и ребенок отвечает, если в слове есть желаемый звук.
    • Дом.Ребенок должен нарисовать дом, некоторые детали которого состоят из частей заглавных букв. Результат будет зависеть от способности ребенка копировать образец, от ухода, мелкой моторики.
    • Да и нет. По мотивам известной игры. Ребенку задают вопросы, которые побуждают его отвечать «да» или «нет», что запрещено произносить.

    Техника Дембо-Рубинштейн.

    • Проверка: самооценка малыша.
    • Сущность метода.На нарисованной лестнице малыш рисует своих друзей. Вверху - самые хорошие и позитивные ребята, внизу - те, у кого не самые лучшие качества. После этого малышу нужно найти место на этой лестнице для себя.

    Кроме того, мама и папа должны ответить на свои вопросы (о социальной адаптации):

    • Может ли ребенок ходить один в общественном туалете?
    • Может ли он сам справиться со шнурками / молниями, со всеми пуговицами, одеться, одеться?
    • Чувствуете ли вы себя уверенно вне дома?
    • У тебя есть усидчивость? То есть сколько времени нужно, чтобы сидеть на одном месте.

    Куда мне обратиться за проблемами психологической готовности к школе?

    На уровень готовности ребенка к школе следует обратить внимание не в августе, до начала занятий, а гораздо раньше, чтобы вовремя исправить недостатки и максимально подготовить ребенка к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы в отношении психологической неподготовленности своего ребенка к обучению, вам следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций.Специалист подтвердит / опровергнет родительские страхи, расскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, что развитие должно быть гармоничным! Если вы категорически заявляете, что ребенок не готов к школе, имеет смысл послушать.

.

Психологическая готовность к школе

Если ребенок растет в семье, то родители рано или поздно должны будут задать себе очень важный вопрос: готов ли ваш ребенок стать первоклассником и какова его психологическая готовность к школе. Может ли ваш ребенок осознать, что настало время для ответственности, а иногда и для почти взрослых действий, будет зависеть от того, насколько он готов к этому.

Как правило, в школе есть свои дети, детские наивные надежды.Например, перспектива встречи с новыми друзьями - одноклассниками, с которыми начнутся долгие годы дружбы, отличной учебы, интересных предметов, внимательных учителей. Но он еще не знает, что впереди его ждут: напряженная работа, одобрение в команде, соревнования и не очень интересные, а порой и просто непонятные предметы.

Отправляя ребенка в первый класс, нужно учитывать, что ситуация может развиваться по-разному. Как только наш первокурсник впервые столкнется с такими трудностями, у него исчезнут глаза, и желание пойти в школу исчезнет мгновенно.В календаре он начинает отсчитывать дни до выходных, а затем с нетерпением жду праздников. Конечно, это случается не со всеми, но есть возможность.

Как сделать так, чтобы ребенок ходил в школу с желанием и не был равнодушен к учебному процессу, а новые достижения давались легко? Что могут сделать родители, чтобы психологическая готовность к школе отвечала требованиям, установленным школой? Если вы обдумаете этот вопрос своевременно, то у вас возникнет желание учиться, соблюдать дисциплину и адекватно реагировать на замечания учителей.

Прежде всего, к началу первого учебного года будущий школьник должен уже с помощью взрослых сформировать определенную психологическую подготовку. Это необходимо для успешной адаптации и усвоения учебного материала. Важно, чтобы обучение в школе было основным занятием для ребенка, чтобы он понимал и воспринимал это сознательно.

Психологическая готовность к школе не связана напрямую с тем, знает ли ваш ребенок, как правильно читать текст, и сколько цифр он знает.Хотя, конечно, эти навыки помогут ему в школе и они любят проверять учителей при первом знакомстве с будущим учеником.

Психологическая готовность к школе, оценивает учитель, позволяет учителю делать предположительный прогноз об успехах обучения первоклассника. Прежде всего он обращает внимание на мотивацию ученика, его желание учиться.

Прежде чем ребенок пойдет в школу, у него уже должен быть интерес к познанию, открытию всего нового, что его окружает, но особенно у него должно быть желание работать.Тогда психологическая готовность ребенка к школе может быть оценена положительно.

Родители должны поощрять детей к большей расточительности, потому что давно известно, что чем больше вы отвечаете на вопросы детей, тем больше познавательного интереса развивается у ребенка, и это, несомненно, делает его более подготовленным к процессу обучения.

Дайте ребенку понять, что вы верите в его силу, научите его доводить дело до конца, заложите в него способность самостоятельно справляться с возникшими проблемами.Кроме того, повышается его самооценка, стимулируется желание справиться с самой сложной задачей, ведь такой важный фактор, как психологическая готовность ребенка к школе, необходимо довести до совершенства.

Конечно, помощь взрослых в этом очень велика, на первых порах малышу будет сложно самостоятельно справиться с изменившимся образом жизни. В школе, конечно, существуют определенные правила, которым ученик должен подчиняться. Известно, что поведение ребенка на уроке почти всегда зависит от учебной мотивации.Если его там нет, то ребенок не может сосредоточиться, нарушает дисциплину на уроке, не хочет работать по плану, установленному учителем, и т. Д. Такие дети в школе вообще не заинтересованы в учебе и не хотят все равно, как их учитель оценивает их работу, какие оценки они получат.

Психологическая готовность к школьному обучению - это определенный уровень соответствия, который позволит ученику успешно выполнить требования учителя. Интеллект, навыки и умения ребенка, развитые на этапе подготовки, помогут ему добиться успеха с самого начала обучения.

Психологическая готовность к обучению определяет, как ваш ребенок будет воспринимать учебные планы. Например, умение обобщать - это важный навык, который необходимо развить до начала школы. Он поможет ребенку выполнять логические действия, решать проблемы. Вы хотите научить его этому важному процессу без особых трудностей? Затем попросите его пересказать историю, которую вы только что прочитали. Фонематический слух также является частью успешного усвоения урока. Проще говоря, это необходимая способность ребенка правильно слышать звуки в словах, и это также является неотъемлемой частью такого параметра, как психологическая готовность к обучению.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не отставал от детей и любил учиться, научите его в форме обучающей игры, и за год до школы постарайтесь провести тесты на готовность к школьной жизни. Это должно быть сделано вместе с детским психологом. Только он может дать вам разумные рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Сделайте это заранее, потому что в этом случае у вас будет время зарезервировать исправленные проблемы.

,
Как определить психологическую готовность ребенка к школе

Какова готовность к школе, и от развития каких качеств она зависит?

Перед поступлением в школу ребенок формирует свое положительное мнение о школьном образовании. Он хочет получить новые знания, стать более зрелым. Психологическая готовность ребенка к школе заметна в первый школьный день. Фото: Getty Готовность к школьной жизни определяется по трем критериям:

  • желание учиться;
  • уровень интеллекта;
  • умение контролировать себя.

Заинтересованным малышом на первых порах может стать красивая школьная форма, портфель, яркие тетради. Но чтобы радость не превратилась в разочарование, важно желание учиться в школе.

Как помочь ребенку подготовить

Родители помогают ребенку подготовиться к школе. Узнайте с его помощью буквы и цифры. Но, помимо чтения, письма и счета, нужно психологически готовиться к школьной жизни. Для этого достаточно рассказать, как детей учат на уроках, сформировать позитивный образ учителя и детской команды.Адаптировать легче, если ребенок идет в 1 класс вместе с детьми из своего детского сада. Позитивное отношение сверстников оказывает хорошее влияние на ребенка. Учитель также должен быть для него авторитетом, которому он хочет подражать. Это поможет ребенку лучше понять материал в первом классе и найти общий язык с учителем.

Как определить готовность

Проверьте готовность ребенка к школе, родители могут проверить во время домашнего разговора.В то же время нельзя прессовать и навязывать свое мнение. Пусть ребенок нарисует школьное здание или взглянет на книжку с картинками на эту тему. В это время будет уместно спросить, хочет ли он пойти в школу или лучше в детский сад. Есть для этого и специальные тесты. Психолог по прибытии малыша в школу расскажет, как у него сложится воля, умение выполнять задание на модели. Дома вы можете узнать, как ребенок может соблюдать правила с помощью игры или с помощью простых заданий.Предварительно обученный дошкольник способен перерисовать шаблон из образца, легко обобщает, классифицирует, идентифицирует особенности объектов, находит шаблоны. К концу дошкольного возраста ребенок должен разработать специальные правила общения со взрослыми и сверстниками, адекватную самооценку, не слишком завышенную или заниженную. Чтобы узнать мнение ребенка о будущем поступлении в школу, вы можете поговорить с ним. Малыш должен хотеть учиться, иметь хорошо развитую волю и мышление, а задача родителей - помочь ему во всем.

комментариев

комментариев

,

Смотрите также