Сказкотерапия для дошкольников


Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия для детей полезна?

  • мягкая коррекция поведения;
  • устранение страхов, фобий, неврозов;
  • проживание отрицательных эмоций;
  • воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;
  • ненавязчивое обучение и развитие;
  • накопление ситуационного опыта.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

1.    Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.


2.    Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

Сказкотерапия для детей 3-5 лет

В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.

1.    Сказка о солнышке – для гиперактивных и капризных детей.

В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко - папа, меньшее Солнышко - мама, небольшое Солнышко - сынок и крошечное Солнышко - дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.

Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков - они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» ...

А у тебя такое бывает?

Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком - это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.

Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:

- Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать ... Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!

И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки - кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.

Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.

Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми - кипрянами, которые так боялись темноты.

С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.

Какой молодец Солнышко-сынок!

А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?

2.    Сказка о Тигрёнке – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

3.    Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» - терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов

Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.
Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.

— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.
— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.
— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!
— А кто это шуршал?
— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.
— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.
— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:

Живет в лесу темном страшный маленький страх,
Живет он у болота в темных кустах.
И из леса не показывается страшный маленький страх,
Пугается страх света — сидит в своих кустах.
А еще боится смеха страшный маленький страх,
Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!

Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.

С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!

4.    «Сказка о грустной тарелке» - история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Сказкотерапия для детей 5-6 лет

Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.

В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении. При внимательном наблюдении такое упражнение даёт много дополнительной информации (положение тела, мимика, интонации) об общем психологическом состоянии ребёнка.

Сказка «Карандаши» - для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше - карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

- Я никому не нужен... Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, - и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным - только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.

-------------

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.

 

Почему это так популярно и необходимо для сказкотерапии дошкольников?

Вряд ли найдется хоть один человек, которому не нравятся сказки. Нежный голос моей матери, прекрасные описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло - мы все помним это с любовью и теплотой в нашем сердце, когда речь заходит об этом жанре устного народного искусства. Сегодня о сказочной терапии говорят очень часто. Что это? Почему это необходимо и как использовать этот метод?

Сказочная терапия - это особое направление, метод, в котором практическая психология, которая успешно применяется в дошкольных учреждениях.И родителям необходимо узнать о том, как эффективно развивать речь ребенка, расширять его сознание, улучшать общение посредством общения с внешним миром. Сказочная терапия для дошкольников просто незаменима, потому что между родителями и детьми преобладает бытовой словарный запас. Это не позволяет ребенку расширить свой словарный запас; отсутствие сравнений, эпитетов, образных выражений упрощает речь, делает ее скучной и менее выразительной. Именно в таких ситуациях наркотическая терапия для детей дошкольного возраста призвана заполнить пробелы, дать ребенку те замечательные образцы речи, которые позволят ему овладеть своим родным языком более успешно и быстро.

Психологи различают три функции сказок: диагностическую, коррекционную (терапевтическую) и прогностическую. Первый из них помогает выявить те стратегии поведения и жизненных сценариев ребенка, которые уже существуют в его подсознании. Получить такую ​​информацию очень просто. Специалист просит ребенка сочинить сказку о ребенке пяти лет или даже повествование без особых указаний. После этого психолог анализирует все сказанное дошкольником.Таким образом, раскрываются основной жизненный сценарий или те стереотипы поведения ребенка, которые стали для него уже привычными способами реагирования на конкретные ситуации. Программа по сказочной терапии для детей дошкольного возраста предусматривает использование диагностической функции также для выявления состояний или взаимоотношений ребенка, о которых он по каким-то причинам не хочет или не может говорить. Например, о тех ситуациях, когда родители развелись, когда ребенок кого-то запугивал и так далее.

Функция прогнозирования обеспечивает диагностику возможных событий. Такие рассказы позволяют психологу рассмотреть принципы будущего сценария человеческой жизни, особенности и сущность которого раскрываются в повествовании последовательно, как матрешка в матрешке.

Сказочная терапия для детей дошкольного возраста особенно популярна благодаря корректирующей функции, которая предназначена не для выявления особенностей подсознания ребенка, а для их коррекции.Благодаря лечебной сказке, поведение и состояние малыша к лучшему меняются. Для такой работы используется либо авторское повествование, либо народное повествование. Иногда психолог и ребенок сочиняют историю вместе. В это время специалист акцентирует внимание на необходимых элементах, драматизируя определенные моменты.

Сказочная терапия для детей дошкольного возраста очень важна с точки зрения овладения грамматикой и лексикой языка. Однако перед чтением сказки родители должны выбрать ту, которая поможет им решить определенную жизненную ситуацию, научить ребенка нормам поведения и т. Д.

Сказочная терапия в работе с дошкольниками играет неоценимую роль. Посмотрите на ребенка, выберите сказку, прочитайте, обсудите вместе, подчеркните, где это необходимо, попросите ребенка описать персонажей, скопируйте их речь - и вы увидите, насколько это полезно!

,
Арт-терапия для дошкольников: быстро, легко и интересно

Работники дошкольных образовательных учреждений каждый год сталкиваются с внедрением новых способов общения и развития детей. Относительно недавно стала популярной арт-терапия, которая позволяет ребенку развивать не только творческие способности, но и способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков.
Содержание:

  • Что такое арт-терапия
  • Анализ результатов
  • Задачи арт-терапии для дошкольников
  • Преимущества арт-терапии для дошкольников
  • Виды арт-терапии для дошкольников
  • Изотерапия
  • Песок для детей
  • Сказочная терапия для дошкольников
  • Музыка и танцы
  • Театральные форкиды

Что такое арт-терапия

Многим родителям эта концепция даже не известна, но все потому, что чаще всего используются для развития детей старыми способами, такими как учил их в детстве.И почти для каждого представленного новшества почти каждый смотрит косо и не доверяет.


Фактически, каждый год разрабатывается множество программ и направлений, которые значительно облегчают адаптацию дошкольников к жизни, учатся видеть себя, гордиться собой, а также пытаются найти для себя удобный способ общения и выражения своих эмоций. и желания.

Одной из этих областей является арт-терапия, которая включает в себя рисование, лепку, изучение звуков, танцы и многое другое.

В начале 20 века один из художников, посетивших войну, некоторое время находился в санатории, чтобы оправиться от травмы. И поскольку там было абсолютно нечего делать, он извлек все свободное время из процедур. Через некоторое время он начал понимать, что выздоравливает быстрее, чем предсказывали врачи. Это было на чертеже. После этого на базе санатория были созданы специальные курсы, на которых люди рисовали. И удивительно, но именно эти занятия помогли им восстановиться намного быстрее.

Через некоторое время один из европейских художников продолжил начатую работу. И с этого момента появился целый метод - арт-терапия, благодаря которой многие люди обрели душевное спокойствие.

В России арт-терапия появилась сравнительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов об этом, он не используется так широко, как за рубежом. Но в то же время в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры.

Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, поскольку их ум, мировоззрение, мнение должны действовать осторожно, медленно, чтобы ребенок сам понимал, как он должен себя вести, чтобы он расслаблялся, и никто не оказывал психологического давления на ему.

Анализ результатов

Прежде чем внедрять универсальную арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых были положительными.

Итак, группы детей с нарушениями речи были набраны. Известно, что задержка в словесном развитии негативно влияет на общее развитие ребенка, потому что, изучая мир, общаясь со сверстниками, с людьми постарше, отвечая на них, ребенок познает мир.Он смотрит на то, как действовать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т. Д.

Одновременно с задержкой речи он также страдает от эмоций, и чаще всего проблемы с речью связаны не только с логопедической терапией. Проблемы гораздо глубже. И единственный способ как-то изменить это - найти индивидуальный подход к ребенку, желательно во время его хобби, найти общие интересы с ним, чтобы он мог проявить себя, показать свои эмоции и, как следствие, начать говорить и понимание мира вокруг него.

Для того, чтобы заниматься арт-терапией, не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами для пения, рисования, танцев. Это делается исключительно для того, чтобы освободить захваченного ребенка, дать ему возможность взглянуть на мир по-другому, погрузиться в творчество и избавиться от смущения.

Результаты у детей с задержкой развития речи были видны через пару месяцев. Они начали реагировать на то, что говорили по-другому, они начали отвечать самим себе, сначала это было односложно, но это лучше, чем просто молчание.Кроме того, дети стали познавать мир, пытаться что-то делать, добиваться результатов, быть лучше кого-то.

Психологи считают, что благодаря арт-терапии можно работать с любыми детьми, адаптировать их к жизни, адаптироваться к новым обстоятельствам и т. Д.

Задачи арт-терапии для дошкольников

Техника арт-терапии используется очень широко и с различными проблемами. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приглашают на сеанс, чтобы привить ему силу духа, чувство уверенности.

Основными задачами арт-терапии для детей дошкольного возраста являются:

  • Развитие речевой и познавательной деятельности. Это происходит во время посвящения чему-то новому. Итак, ребенок, впервые увидев цветной песок, хочет узнать, почему он окрашен (в конце концов, он привык быть желтым), увидев новое танцевальное движение, хочет повторить его и т. Д.
  • Развивающийся самоуверенность. Каждый ребенок в своем первом классе не может получить что-то, но благодаря усилиям учителей, каждый раз ему удается сделать что-то новое и большее, чем предыдущий урок.В результате у ребенка развивается уверенность в своих действиях, складывается мнение, что он может, если попытается

  • Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается методом проб и ошибок. Как уже упоминалось выше, на первых уроках малыш не может что-то сделать. Впервые он может плакать, обижаться, но, в конце концов, с помощью взрослых он научится контролировать свои эмоции, успокоится, поймет, что плач не поможет делу и т. Д.
  • Стимулирование творческого мышления. Все родители заметили, что он дал ребенку пластилин, покрасил, он начинает экспериментировать. Это проявляется довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких цветов на одно и то же место и т. Д. После таких простых экспериментов он начинает пытаться расширить границы, тем самым развивая свое творческое мышление, он хочет придумать чем-то новым, чтобы удивить учителя, мать, бабушку, дедушку и т. д.
  • Развитие личности, а именно вопросы образования, связанные с вежливостью, благодарностью, пониманием, помощью и т. д.

На самом деле арт-терапия имеет много общего, но это не так важно. Несмотря на множество поставленных задач, все они могут быть достигнуты, потому что нет прямой навязки, все происходит в игре, легко и доброжелательно.

Преимущества арт-терапии для дошкольников

Благодаря тому, что арт-терапия сочетает в себе психологию, медицину и педагогику, вы достигаете многих целей и, что самое главное, выделяете много преимуществ.

  • Во-первых, ситуация в классе абсолютно безопасна.У них нет конкурентов, каждый ребенок делает то, что ему нравится, и он сам пытается достичь цели
  • Во-вторых, благодаря тому, что после каждого урока вы получаете видимый результат (рисование, танцы, песни, поделки и т. Д.), Вы можете четко следите за развитием малыша, посмотрите, насколько ему комфортно, насколько изменилось его мировоззрение
  • В-третьих, каждый ребенок может осознать свою собственную ценность. После каждого урока родители видят ремесло, за которое их хвалят. Также иногда учителя просят детей сделать что-то общее.И, увидев, что его произведение составило одну большую картину, он не только будет гордиться собой, но и поймет, что значит

  • . В-четвертых, дети, у которых проблемы с речью, могут найти другие способы выражения своих эмоций через искусство, таким образом, не закрывая себя.

Большое внимание уделяется результатам после уроков, поскольку они показывают, насколько эффективна терапия для определенного ребенка и является ли что-то необходимо изменить в подходе.

Виды арт-терапии для дошкольников

На сегодняшний день существует множество видов арт-терапии для дошкольников. И выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок.

Выберите следующие типы:

  • Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами
  • Цветотерапия, во время которой, благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше узнает мир
  • Песочная терапия, позволяющая развить не только воображение, но и Также улучшаются моторные навыки благодаря необычной игротерапии
  • , во время которой проводятся специальные игры, каждая из которых направлена ​​на изучение определенных эмоций, действий и т. д.
  • Музыкальная терапия, которая популярна у многих детей, потому что даже разрешено кричать на нее
  • Сказочная терапия, во время которой ребенок прививает моральные качества через персонажей книг, на их примере, на их действиях

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии основано на взаимопонимании, уважении, выборе предпочтений, поэтому большинству детей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Изотерапия

Одним из наиболее распространенных методов арт-терапии является изотерапия.Он изучен гораздо больше, чем другие методы, и его легче применять.

Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, некоторые маркеры, а некоторые рисуют исключительно цветами. И нет ничего удивительного в предпочтениях малыша, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это относится и к чертежам.

Специалисты по изотермии могут сделать выводы о его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей на основе фигуры малыша.Итак, некоторые родители замечают, что в какой-то момент их ребенок начинает рисовать только темными цветами. Это указывает на то, что его состояние, прежде всего моральное и психологическое, напряженное, и что-то его беспокоит. И очень важно выяснить, что именно.

В процессе обучения и прохождения терапии улучшение его состояния будет заметно по его собственным снимкам. Итак, если ребенок начал использовать светлые или светлые цвета, постепенно заменяйте темный на светлый, то это указывает на правильность выбранного направления.


Для родителей, чьи дети любят рисовать, вы должны сначала попытаться научить себя наиболее доступным и легким фигурам, ударам и т. Д., А затем отдать его в художественную школу для развития навыков.

Песок для детей

Песочная терапия, которая очень популярна среди детей, была недавно применена.

Если вы посмотрите на детскую игровую площадку летом, вы увидите, что почти все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки и т. Д.

Опытные специалисты во время специальных упражнений с песком могут, по действиям, по поведению малыш, обратите внимание на его психологическое состояние.

Есть случаи, когда с помощью упражнений с песком мне удавалось корректировать поведение детей с легким аутизмом, задержкой психологического развития и т. Д. Кроме того, было отмечено, что этот вид терапии способен помочь для лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потери любимого, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т. д.


Для такой деятельности ребенку понадобится небольшая песочница, много игрушек и контейнер с вода, чтобы обливать песок и лепить из него фигуры.Во время занятий арт-терапевт задает вопросы ребенку, пытается направить его действия, помогая тем самым адаптироваться к окружающему его миру, а также контролировать свои эмоции.

Сказочная терапия для дошкольников

Почти все родители знают, как важно читать сказки для детей, благодаря им он может выучить нормы поведения, сравнить их с чем-то и т. Д.
Сказочная терапия включает в себя не только чтение книги, но также обсуждают смысл, героев и их действия.Кроме того, учителя предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух персонажей. А поскольку дети любят писать, им нравятся эти занятия.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, где они попадают, как они ведут себя, учитель может сделать вывод об общем состоянии ребенка, а в случае возникновения каких-либо проблем с помощью сказок, Помоги ему.

Например, непослушные дети придумывают сказки, в которых их хвалят, обнимают и так далее.Это реакция детей, потому что они хотят быть лучше и лучше, чтобы видеть больше внимания к себе. Правда, не все знают, как этого добиться хорошими методами. И на примере сказочных персонажей это легко сделать.

Музыка и танцы

Все дети любят танцевать, им нравится включать музыку, учить некоторым движениям. Таким образом, все люди устроены так, что они хотят слушать определенную музыку под определенным настроением. Так же и с младенцами.

Музыкальная терапия, однако, очень редко

.

Сказочная терапия для детей

Все мы с детства любим сказки, многие из них носят любовь и во взрослую жизнь, потому что они дают веру в чудо, в то, что добро всегда побеждает зло. Но по мере взросления у детей также появляется много других чувств: страх, одиночество, грусть, раздражение. Бывает, что характер их возникновения не понимают ни родители, ни сами дети. В этом случае психологи рекомендуют попробовать один из методов арт-терапии - сказочную терапию для детей.Одним из преимуществ этого воздействия на психику ребенка является то, что мать может помочь ребенку самостоятельно, а сказочную терапию для решения детских проблем можно использовать буквально с рождения.

Учитесь говорить

У детей с психическими расстройствами могут быть и серьезные проблемы с речью из-за недостатка внимания, воображения, памяти. Многие специалисты говорят об успешном использовании сказочной терапии и в логопедии, потому что правильность речи зависит от многих факторов.Помогая ребенку стать более эмоциональным, способным чувствовать и окружающих, вы автоматически сократите сроки обучения звукам. Ребенок будет быстрее думать, и гораздо более успешным будет изучение материала, который преподается.

Избавиться от проблем

И все же главной задачей сказочной терапии считается коррекция эмоционального и психического состояния ребенка, его поведения, избавление от страхов и фобий. Недаром люди используют сказки для передачи накопленного опыта, поэтому дети быстрее понимают и понимают главное, поэтому использование методов сказочной терапии так важно для развития ребенка. ,

Мы сочиняем сказку.

На первом этапе родителям может понадобиться помощь специалиста, он поможет в создании самого рассказа - основы сказочной терапии. Приступая к письму, важно следовать определенному порядку:

,
    ,
  • выберите главного героя - он должен быть максимально похож на вашего ребенка: характер, мысли, действия;
  • описывают образ жизни персонажа, чтобы маленькое существо понимало, что у него много общего;
  • расскажите о проблеме героя или ситуации, которая пугает вашего ребенка;
  • и самое главное - показать несколько торговых точек из сложной ситуации, выбрать правильный и, главное, описать героя, который помог решить проблему;
  • В заключение герой должен понимать, что он поступил неправильно, и какое поведение может изменить все к лучшему.

Используя сказочную терапию в работе с детьми, вы также можете вовлечь ребенка в процесс создания истории. Пусть ребенок сам предложит несколько способов решения проблемы героя и поможет выбрать правильный. Это позволит вам лучше понять, что мешает вашей крошке, и вовремя скорректировать ее состояние, избавиться от страхов, фобий, раздражения, а это не главная цель сказочной терапии ?! В процессе подготовки у родителей могут возникнуть трудности с написанием рассказа, поэтому на начальном этапе крайне важно прочитать специальную литературу или обратиться за помощью к психологу, который также предложит примеры сказок для терапии сказок.

Сказочный пример

Когда-то был маленький котенок Вася. У него была мать, которая его очень любила, и он тоже его любил. Котенок был очень веселый, играл весь день, а вечером сказал маме, что не пойдет спать. Поэтому он бегал и прыгал всю ночь, а утром он устал и лег спать. А днем ​​у щенка его друга был день рождения, куда были приглашены все остальные друзья. Но котёнок Вася не мог туда пойти, так как спал.И когда я проснулся вечером, я был очень расстроен. С тех пор он решил всегда подчиняться своей матери и вовремя ложиться спать.

Достоинства сказки

Возможности этого метода арт-терапии установлены: с его помощью вы можете помочь не только ребенку, но и взрослому. Подводя итог, можно сказать, что помимо обмена опытом, смыслом жизни, пониманием «что хорошо, а что плохо», сказкотерапия

помогает малышу в решении его психологических проблем: избавляет не только от страхов, но и используется для агрессивных дети, справляется с нарушениями речи.P>

Я хотел бы отметить, что прежде чем начать «лечение» сказки, важно понять, отличается ли ваш маленький выдуманный мир от реальности. Обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Применяя сказочную терапию для развития своих детей, родители способствуют его счастливому и здоровому будущему. Эта техника поможет вашему ребенку чувствовать себя более уверенно во взрослой жизни, а ваша любовь и внимание создадут настоящие чудеса!

,

Смотрите также