Упражнение фокус логопед


Статья по логопедии на тему: Упражнения артикуляционной гимнастики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №38

г. Каменск-Шахтинский Ростовской области

Артикуляционная гимнастика

конспект выступления на родительском собрании

Ерошева Анна Владимировна,

воспитатель  коррекционной группы

г. Каменск-Шахтинский

2009г.

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнение №1  «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

1 часть. Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

2 часть. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Сделался широким и высунулся на крылечко, а потом прячется. Высунется и спрячется, высунется и спрячется. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у".Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

Упражнение №2  «УЛЫБКА»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке под счет до 10 раз.

Описание. Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

 Упражнение №3  «ЗАБОРЧИК»

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

Упражнение №4  «ОКОШКО»

Описание. Широко открыть рот — «жарко», закрыть рот - «холодно».

Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то «окошко»  и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.

Упражнение №5  «ЩЕНОК»

Описание. Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Тарелку вылизал щеночек,

Колбаски просит он кусочек.

Упражнение №6 «ПРЯТКИ»

Описание. Улыбнуться губы сомкнуты, высунуть язычок , затем спрятать его за сомкнутыми губами.

Упражнение №7  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье.

Внимание!

 а. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

б. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

в. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Упражнение № 8 «ЛОПАТКА»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения

Внимание!

 а. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 б. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

 в. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

 г. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение №9  «ИГОЛКА»

Цель: выработать умение делать язык узким.

Описание. Улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

Упражнение №10  «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

 Упражнение № 11 «ЛОПАТКА - ИГОЛОЧКА»

Описание. Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз.

Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

Упражнение №12  «ШАРИК»

Описание. Надуть щеки, сдуть щеки. Предложить ребенку длительно произнести звук "ш", передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Шарик лопнул у Танюшки –

Плачет бедная девчушка.

Чтобы было интересней надувать «шарик»  и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.

Упражнение №13  «ШАРИК ЛОПНУЛ»

Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Упражнение №14  «ЧАСИКИ»

Цель: выработать умение направлять язык к углам рта.

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики –

Вот так!

В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!

Упражнение №15  «БУБЛИК»

Описание. Зубы сомкнуть. Губы округлить, как при произнесении звука "о" и чуть вытянуть вперед. Верхние и нижние резцы просматриваются.

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

Упражнение №16  «ТРУБОЧКА»

Описание: Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку. Выполнять упр. 10 – 15 сек.

Сосёт апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

        

Упражнение №17 «ЯЗЫЧОК СПИТ»

Описание. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя - пя - пя - пя - пя - пя

Отдыхаем все, друзья!

Упражнение №18  «КАЧЕЛИ»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка вверх-вниз, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

На качелях мы качались

И друг другу улыбались.

Внимание!

 Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение №19 «ПАРОВОЗИК»

Описание. Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

Упражнение №20  «МАЛЯР»

Цель: отрабатывать движение языка вверх. растягивать подъязычную связку и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Проделать 10 раз, меняя направления.

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

Внимание!

 а. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

 б. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Упражнение №21  «ПОКРАСИМ ЗАБОР»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "покрасить" верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

Упражнение №22  «ПОЛОВИЧЕК»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5.

На нижней губке язычок

Расстелем, как половичок.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Упражнение №23  «МОЛОТОЧИК»

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек,

Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра –

В гости к тётушке пора!

Упражнение № 24  «ЛОШАДКА»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и  присасывая язык к нёбу,  пощелкать "узким" кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок - цок - цок - цок - цок.

Внимание!

 а. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

 б. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 в. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение №25  «ЛОШАДКА ЕДЕТ ТИХО»

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!

а. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

 б. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

 в. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Упражнение №26  «БЕГЕМОТ - МАРТЫШКА»

Описание. Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А весёлая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

Упражнение №27  «ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор». Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Упражнение №28  «ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ?»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

 а. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

 б. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

 в. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Упражнение № 29  «ДУДОЧКА»

Цель: выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

 Упражнение № 30  «СЛОНИК ПЬЕТ»

Описание. Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.

Упражнение №31  «СЛОН  ЕСТ  КАШУ»

Описание. Растянуть губы в улыбке. Произносить "ням – ням – ням" затем вытянуть губы вперед, длительно произнести "ууууууууууу" чередовать упр. 4 – 6 раз.

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слонёнок,

Да и каша манная -

Просто объедение -

Ням - ням - ням - ням.

Упражнение №32  «ТРЕЗОР»

Описание. Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как надо это сделать, надо про себя произнести звук "и". удерживать в таком положении губы на счёт от 1 до 5.

У щенка малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Упражнение №33  «ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА»

Описание. «Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

Упражнение №34  «КОЛОБОК»

Описание. Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Упражнение № 35  «БЛИНЧИК»

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание "пя – пя – пя". Упражнение выполнять в течение 10 – 15 сек.

Мы печём, печём блиночки

И для сына, и для дочки.

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Упражнение №36   «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10.

Внимание!

 а. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 б. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 в. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 37  «МЕСИМ ТЕСТО»

Описание. Улыбнуться, пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...», покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

Упражнение №38  «МАССАЖ ЯЗЫКА»

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

Упражнение №39  «ГРИБОЧЕК»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко.

Внимание!

 а. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

 в. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Упражнение №40  «ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл(как индюк болбочет).

Ходят по двору подружки –

Две болтливые индюшки.

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" - предлагают.

Внимание! 

а. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

 б. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

 в. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение №41  «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

Описание. Губы в улыбке, приоткрыть рот,  произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Упражнение №42  «БАРАБАНЩИК»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполнить в течение 10 – 15 сек.

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Внимание!

 а. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 б. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

 в. Кончик языка не должен подворачиваться.

 г. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.

Упражнение №43   «ПАРУС»

Цель: выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Упражнение №44  «ПАРАХОД ГУДИТ»

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»  – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребёнка, что широкий кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

Быстро по реке плывёт

И гудит наш пароход – "ыыыы"!

Внимание!

 Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение №45   «КИСКА»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

Упражнение №46   «КИСКА СЕРДИТСЯ »

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать, как кошка выгибает спинку, когда сердиться и опускать. Выполнить упражнение 3 – 5 раз.

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.

Упражнение №47  «ГАРМОШКА»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

Внимание!

 а. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

 б. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

 в. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Упражнение № 48 «РЫБКА»

Описание. Губы сжаты, щёки втянуты. Упражнение выполнять медленно, чётко.

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Упражнение №49  «ПОЛОСКАЕМ РОТ»

Описание. Рот закрыт, губы плотно сжать, щёки надуть. "Полоскать" рот воздухом.

Наливаем воду в бочку –

Надуваем сильно щёчки.

Упражнение №50  «ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!

 а. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 б. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

 в. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

 г. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Упражнение №51   «БОЧКА »

Цель: укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, рот приоткрыть, язык поочередно упирается то в правую, то в левую щеку с внутренней стороны. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Упражнение №52  «ЧАШЕЧКА»

Цель: Выработать умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание. Рот открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык напоминает форму ковшика или пиалы. Водичка из «чашечки» не выливается.

Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.

Упражнение №53  «ФОКУС»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

 а. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 б. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 в. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение №54 «ОРЕШКИ»

Описание: Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, имитируя выдавливание шариков, на щеках образуются твердые шарики-«орешки» . Упражнение выполнять медленно, четко.

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

Упражнение №55   «НАСОС»

Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная.

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

9 способов заставить его работать

Запланируйте время

Поместите домашнюю работу в календарь, как и любое другое важное мероприятие. Выберите время суток, когда у вас есть энергия и вы можете сосредоточиться. Запланируйте упражнения для логопеда на это время каждый день, чтобы выработать привычку. Если ваша цель - час тренировок каждый день, не думайте, что вам нужно делать все сразу. Вы можете разбить домашнюю работу на 20- или 30-минутные куски, чтобы предотвратить умственную усталость и скуку. Помните: важна последовательность.

Всего 20 минут в день в течение 4 недель - это все, что нужно каждому участнику с афазией, чтобы продемонстрировать улучшение, используя наше приложение Language Therapy 4-в-1 дома, в исследовательском исследовании в Кембридже.

Составьте план

Если ваш речевой языковой патолог (SLP) не дает вам определенного набора упражнений, вы можете решить, что вы будете делать каждый день и когда. Это хорошая идея, чтобы сделать «бутерброд» сложности. То есть начните с чего-то, что не слишком сложно, чтобы разогреть мозг, затем перейдите к более сложным задачам, затем закончите чем-то более легким, чтобы чувствовать себя уверенно.

Выберите подходящее место

Найдите место в вашем доме, которое будет комфортным, но не и не слишком удобным для вашей работы. Если диван или кресло слишком расслабляют вас, ваше внимание может также ослабить. Сидеть за кухонным столом или за столом - хорошая идея, так как это может привести вас в рабочее состояние. Конечно, если сидеть прямо на стуле физически неудобно, вы также не сможете сосредоточиться на своей работе.

Минимизация отвлекающих факторов

Фоновый шум затрудняет фокусировку, поэтому выключайте телевизор или радио, когда вы делаете домашнее задание.Отключите оповещения на вашем телефоне и компьютере. Выберите время, когда члены семьи не все в одной комнате. Иногда спокойный музыкальный фон может помочь вам сосредоточиться, поэтому экспериментируйте с тем, что работает для вас.

Иметь помощника под рукой

Партнер по общению может оказать большую помощь при выполнении логопедических упражнений. Помощник может сообщить вам, является ли ответ правильным или ясным, предоставить подсказки, когда вы застряли, или вступить в разговор, чтобы помочь вам практиковать стратегию. Они могут предложить техническую помощь, если она вам понадобится, если вы практикуете с компьютером или планшетом.Приглашение вашего помощника на некоторые из ваших логопедических сессий также может быть полезным. Помощник узнает у терапевта советы, которые они могут укрепить дома. Помощники по домашним заданиям могут присоединиться к вам через Skype, Facetime или по телефону, так что ваши близкие по-прежнему могут поддерживать вас, даже если они не живут поблизости.

Один из способов начать с использования Conversation Therapy - приложения, разработанного для двух или более людей. Интересные темы и структурированные вопросы способствуют обсуждению и общению, помогая вам работать над речевыми и языковыми целями дома.Даже пары, которые могут, казалось бы, читать мысли друг друга, найдут что-то новое, чтобы поговорить об этом приложении.

Остерегайтесь разочарований

Если вы чувствуете, что сердитесь или расстраиваетесь во время практики, остановитесь. Сделать перерыв Дышите глубоко и успокойтесь. Практика должна помочь вам стать лучше. Если логопедические упражнения вызывают у вас чувство разочарования, они, вероятно, слишком тяжелые или вы слишком устали. Просить помощи. Или выберите более легкое занятие или настройку. Если вы начинаете связывать домашнюю работу с отрицательными эмоциями, вы, вероятно, не будете придерживаться своего графика.Вам нужно остерегаться негативных чувств и изменить то, что вы делаете, как только почувствуете их.

Вознаграждение за ваши усилия

Важно ставить цели для себя и не менее важно вознаграждать себя, когда вы их достигаете. Простое соблюдение графика тренировок является огромным достижением, так что возьмите это на себя. Количество предметов, которые вы получаете правильно, не так важно, как факт, что вы пытаетесь. Ваши усилия со временем окупятся, и это может стать его собственной наградой.

Используйте свои навыки вне времени домашней работы

Мозг молодого возраста имеет тенденцию меняться быстрее, чем мозг старого, но улучшение возможно в любом возрасте.

Смысл домашних логопедических упражнений не в том, чтобы хорошо выполнять домашние упражнения, а в том, чтобы улучшить свои мыслительные и коммуникативные навыки, пока вы занимаетесь важными для вас делами. Это то, что SLP называют «переносом». Это не всегда легко, но перенос - цель любого упражнения.

Практикуйте свои домашние стратегии в течение дня.Например, если вы работали над описанием слов, попробуйте описать слова, о которых вы не можете вспомнить во время разговора за ужином. Попросите семью и друзей побудить вас использовать свои стратегии в течение дня. Никто не любит, когда его исправляют все время, поэтому можно устанавливать время, когда вам нужны напоминания, и время, когда вы просто хотите остаться, чтобы говорить, как вам угодно. Убедитесь, что вы знаете с друзьями и семьями, в какое время.

Используйте хорошие инструменты

Практика одного навыка может привести к улучшению соответствующего навыка.

Попробуйте объединить эти советы с приложением, специально разработанным для того, чтобы помочь взрослым восстановить языковые навыки после инсульта или какого-либо другого типа приобретенного повреждения головного мозга. Приложения Tactus Therapy разработаны патологоанатомом, чтобы вы могли практиковать те же навыки, что и в терапии, дома. Вы можете верить, что логопедические упражнения основаны на методах, которые, как известно, помогают взрослым с приобретенными нарушениями общения. Мы хотим, чтобы вы добились успеха!

С приложением Tactus Therapy вы можете делать больше повторений и практиковаться между сеансами терапии - и это может помочь ускорить ваш прогресс.Ответьте на несколько простых вопросов, и вы увидите лучшие приложения для вас с нашим мастером поиска приложений. Тогда вы можете попробовать их бесплатно!

Логопедия. Логопедия - Цели Логопедические упражнения будут сосредоточены на: - программах реабилитации почерка. - Выражение реабилитации.

Презентация на тему: «Логопедия. Логопедия - Задачи Логопедические занятия будут сосредоточены на: - программах реабилитации почерка. - реабилитации выражения.» - стенограмма презентации:

1 Логопедия

2 Логопедия - Цели Логопедические упражнения будут сосредоточены на: - программах реабилитации почерка.- Выражение реабилитации. - дыхательные упражнения. Терапевту необходимо определить программу упражнений, адаптированную к потребностям пациента. Требуемые программы упражнений по умолчанию. Программа упражнений = последовательность упражнений. Оценивается системой (если возможно) или терапевтом. Результаты сохраняются, чтобы к ним обращаться всякий раз, когда результаты сравниваются со временем для анализа эволюции пациента. Мотивация вводится во время упражнений и до / после занятия

3 Логопедия - Сценарий 1  Объединение работы одного терапевта индивидуально с одним пациентом:  45-минутные сеансы. Терапевт будет контролировать работу.  Подходящий интерфейс  Система восстановления рукописного ввода информации.  Системная мотивация пациента.  Система оценки реакции пациента.  Данные хранятся и сверяются всякий раз, когда  Сессия повторяется с запланированной периодичностью.

4 Логопедия - Сценарий 2  Дом пациента:  Только терапия.  Система будет мотивировать пациента во время выполнения.  Система не будет оценивать ответы пациентов. Система не будет хранить информацию о почерке.  Не требуется специального устройства.

5 Логопедия - Упражнения по почерку Упражнения по почерку: модели почерка пациента с использованием шаблона: - Сетка с прямыми. - Сетка с кривыми. - Сетка с прямыми и кривыми. - Базовый ход прямых и кривых по линии: все эти упражнения могут быть выполнены в трех формах, следующих за шаблоном. Повторение шаблона с опорными линиями Повторение шаблона без опорных линий.

6 Логопедия - Упражнения по почерку Упражнения по почерку: модели почерка пациента, использующие шаблон: - Графема: повторение всех графем (печатное письмо) с базовыми линиями. Графема (печатная буква) в верхнем и нижнем регистре повторений. Все графемы (печатные буквы) базовые штриховые повторения курсивные буквы с ссылочными линиями. Повторение прописных и строчных букв графическим шрифтом без буквенных обозначений - Копирование слов или фраз.- Диктовка.


7 Логопедия - оценка почерка. Особое упражнение оценивается от 0 до 10. Программа упражнений оценивается от 0 до 10 (СМИ). Оценка почерка: - У каждого человека есть свое личное письмо. - Нет объективного метода определения образца как измененного. - Субъективный анализ и опыт, чтобы решить, если образец письма изменен. - Лучший метод сравнения образца письма до Паркинсона с новыми образцами.- Очень полезно хранить образцы по времени и сравнивать их. - Пациент в состоянии увидеть свой старый образец почерка: очень полезный отзыв.

8 Логопедия - Почерк Оценка HANDWRITTINGHANDWRITTING ParametersCharacteristics WidthNormal Меньших Bigger написание Basic Line Sticky Нет Sticky SpeedNormal Медленнее Быстрее Письма omissionYes Нет Письмо подмена Да Нет Stroke tremorYes Нет HANDWRITTINGHANDWRITTING Письмо наклон Да Нет Stroke изменения направления Да Нет Writing fluidYes Нет вертикальное и горизонтальные штрихи параллелизм Да Нет AgglutinationYes Нет Угол закругленных букв Да Нет Параметры, которые необходимо учитывать при оценке почерка при сравнении двух образцов одной и той же фразы, написанной в разное время:

9 Логопедия - Другие упражнения Упражнения для реабилитации по выражению лица: - Выражение лица пациента и модель выражения лица одновременно: сравните оба, работая, чтобы соответствовать им.Дыхательные упражнения. Техника мотивации для улучшения концентрации пациента во время упражнения. - Подсчет секунд, которые пациент должен дуть. - Цифровой спирометр может быть использован для измерения объема воздуха, выдыхаемого и выдыхаемого.

10 Логопедия - рекомендации терапевта. Методы мотивации высоко ценятся для повышения интереса пациентов. Программа рукописного ввода: - Храните рукописную информацию для сравнения образцов по времени.- «Загустители» для улучшения диаметра опоры с получением более широких ударов. - Трудности с движением пациента с болезнью Паркинсона: область поддержки для написания большего объема. - Пациент с болезнью Паркинсона должен использовать запястье и предплечье и должен оказывать большее давление. С помощью экрана для письма его нужно уменьшить до области, где может нажимать только карандаш, а не запястье или рука - ширина экрана не должна изменять нормальное движение пациента - ввести экран в стол, чтобы иметь плоскую поверхность для записи - экран большой? => Не скользит во избежание смещения запястья - Цифровое перо = не требуется для изменения движения рук пациента.Упражнения для выражения лица: видео модели и магазин видео лица пациента. Цифровой спирометр может использоваться в дыхательных упражнениях.

11 Логопедия - Технологии Графические планшеты: Сложность разработки: средняя Цена: средняя (50 - 500 €) Интерактивная доска: Сложность разработки: средняя Цена: высокая (400 - 4700 €) Сенсорные экраны и планшетные ПК: Сложность разработки: низкая Цена: средняя ( 200 €)

12 Логопедия - Технологии Digital Pen & Digital Paper: Сложность разработки: средняя Цена: низкая (50-100 €) Диагностика Паркинсона с помощью программного обеспечения для каллиграфии Сложность разработки: неизвестно Цена: неизвестна

Логопедия для восстановления после травмы головного мозга

Патолог на языке речи (SLP) работает с людьми, которые перенесли черепно-мозговую травму (ЧМТ). Чаще всего ЧМТ происходит во время автомобильной или мотоциклетной аварии. Также это может произойти при почти утопающих авариях, когда мозг лишен кислорода.

Во время восстановления SLP фокусируется на общении с пациентом. SLP также фокусируются на мышцах лица, горла и рта.

Часто черепно-мозговая травма затрагивает основы выражения лица, жевания и глотания.По этим причинам речевые цели для пациентов с ЧМТ включают не только язык.

Они включают в себя познание, речь и горло. Память играет жизненно важную роль во всех этих вещах. SLP может включать терапию для улучшения памяти как часть плана восстановления травмы головного мозга.

Ниже приведены семь способов, которыми логопедия может быть частью восстановления после травмы головного мозга пациента с ЧМТ. Мы сосредоточимся на методах лечения, которые продолжаются после заживления физических травм.

1.Лечение дизартрии

Травма головного мозга, которая повреждает нервы головного мозга, которые контролируют мышцы, могут ухудшить речь. Пациент может запятнать свою речь. Или звуки речи могут быть медленными, слишком тихими или приглушенными, как бормотание. Американская ассоциация речевого и слухового общения (ASHA) называет это состояние дизартрией.

Цели логопеда заключаются в улучшении «разборчивости речи» пациента. Терапия включает упражнения для координации движений губ и языка, улучшения поддержки дыхания и увеличения мышечной силы во рту, челюсти, языке и горле.

2. Терапия для Апраксии

Другое заболевание, характерное для восстановления после травмы головного мозга, это апраксия. У пациентов возникают проблемы со звуками и слогами. Они знают, какие слова хотят сказать, но им трудно их упорядочить. Они не могут составить слова.

Задачи логопеда по апраксии включают упражнения для замедления скорости речи и правильного произношения слов. Если состояние серьезное, SLP может ввести альтернативное или усиленное устройство связи.

Такие устройства могут варьироваться от простых картинных плат до цифровых систем связи. SLP обучит пациента тому, как пользоваться системой.

3. Улучшение памяти

Память неразрывно связана с речью и общением. Логопед часто вводит средства памяти, чтобы помочь построить язык для пациента с черепно-мозговой травмой. Вспомогательные средства памяти включают журнал памяти, календарь, задокументированное расписание или журнал (цифровой или на интеллектуальном устройстве) важных адресов и телефонных номеров.

SLP нужно время, чтобы обучить пациента тому, как использовать эти инструменты для улучшения памяти. С практикой, они помогают пациенту развивать компетенцию, а также язык.

4. Улучшение функций социального языка

Согласно ASHA, людям с черепно-мозговыми травмами, возможно, придется научиться не отставать от разговоров. Возможно, им придется заново научиться интерпретировать невербальные сигналы, такие как язык тела и выражения лица. Им может даже понадобиться научиться реагировать, чтобы продолжить нормальный разговор.

Во время разговора пациент с ЧМТ может не проявлять выражения. Его или ее голос может не иметь ожидаемого эффекта.

Укрепление социального языка может помочь пациенту компенсировать другие проблемы с речью, такие как разборчивость. Пациенты могут научиться компенсировать с помощью мимики, зрительного контакта и жестов, чтобы улучшить свое общение.

Логопеды часто работают с пациентами в небольших группах, чтобы построить эти функции социального языка.

5.Улучшение когнитивных навыков общения

Часть общения означает способность обращать внимание на информацию и помнить, что говорили другие. У людей с повреждениями головного мозга могут возникнуть проблемы со вниманием и кратковременной памятью. Им может быть трудно обрабатывать новую информацию.

В рамках восстановления после травмы головного мозга им также может потребоваться выучить стратегии для планирования и организации своих мыслей. Репетиция информации улучшает когнитивную обработку. В конце концов, люди должны вернуться на работу, в школу и повседневную жизнь.

Они должны уметь задавать соответствующие вопросы, фокусироваться на задачах и вспоминать имена и номера. При выполнении шагов к любой заданной задаче они должны иметь возможность вспомнить правильную последовательность, а также любые меры предосторожности. Логопед включает эти цели в план лечения.

Поддержание внимания

SLP удовлетворяет эти потребности как часть медицинской бригады, поддерживающей восстановление после травмы головного мозга пациента с ЧМТ. SLP направлена ​​на то, чтобы помочь пациенту поддерживать внимание к основным действиям.

Стратегий Решения Проблем

Логопеды могут научить пациента обучению стратегиям, помогающим решать проблемы, рассуждать и организовывать навыки. Одной из основных целей является уменьшение путаницы, когда пациент пытается обрабатывать различные раздражители в своем окружении.

Общественные прогулки

Логопеды могут организовать экскурсии по месту жительства. Пациент с помощью будет планировать, организовывать и совершать короткие поездки.

SLP могут предлагать различные вспомогательные средства для помощи.Такие средства могут включать в себя органайзеры, контрольные списки, журналы памяти и тому подобное.

6. Компенсационная стратегия обучения

Обучение компенсаторным стратегиям пациентов с ЧМТ означает сосредоточение внимания на оставшихся навыках пациентов и их максимальное развитие. Таким образом, они могут сосредоточиться на своих сильных сторонах и использовать их для преодоления дефицита речи и / или общения, вызванного травмой.

SLP достигают этого путем изменения среды пациента или оказания им какой-либо поддержки.Эта поддержка может быть внутренней, например, использование мнемоники или ассоциации изображений для вызова слов. Другие варианты используют вспомогательные средства памяти, такие как календари и интеллектуальные устройства, для поддержки памяти.

SLP могут предлагать и затем обучать внешним стратегиям, которые включают вспомогательные технологии. Эти стратегии могут поддерживать несколько нарушений, связанных с вниманием, навигацией, управлением временем и так далее.

Продолжение поддержки восстановления после травмы головного мозга

Люди с черепно-мозговой травмой нуждаются в постоянной поддержке.Логопед играет одну из многих на пути пациента к восстановлению после травмы головного мозга.

Традиционно логопедия проводится лицом к лицу. Хотя онлайн-сервисы доступны. Если у вас есть какие-либо вопросы о логопедии после ЧМТ или вопросы о логопедической онлайн-терапии, пожалуйста, свяжитесь с нами.

,

Смотрите также