Вторичный дмпп у ребенка


вторичный врожденный порок сердца у новорожденных детей и взрослых

В детском и взрослом возрасте нередко обнаруживаются сердечные пороки. Практически в 15% от всех случаев регистрируется дефект межпредсердной перегородки. У пациентов основной причиной его формирования считают фоновые заболевания. Они страдают данной болезнью за счет генетических нарушений. Наиболее распространен сердечный порок у женщин.

Содержание статьи:

Что это такое?

Дефект межпредсердной перегородки называется врожденная аномалия развития сердца. Для порока характерно наличие открытого пространства между левым и правым предсердиями. Таких патологических отверстий у ряда пациентов встречается несколько, но чаще оно единичное. При появлении искусственно образованного шунта, кровь сбрасывается слева направо.

При каждом сердечном сокращении часть ее будет переходить в правое предсердие. По этой причине правые отделы испытывают чрезмерную нагрузку. Такая проблема возникает и в легких за счет большего объема крови, который им приходится пропускать через себя. Дополнительно она проходит и через легочную ткань (второй раз подряд). Сосуды, находящиеся в ней значительно переполняются. Отсюда возникает склонность к пневмонии у пациентов с диагнозом – врожденный порок сердца или дефект межпредсердной перегородки.

В предсердиях давление будет низким. Правая его камера считается наиболее растяжимой, и поэтому она может длительно увеличиваться в размерах. Чаще всего это длится до 15 лет, а в некоторых случаях обнаруживается и в более позднем возрасте у взрослых.

Новорожденный и грудной ребенок развивается абсолютно нормально, и до определенного момента не отличается от своих сверстников. Это связано с наличием компенсаторных возможностей организма. Со временем, когда нарушается гемодинамика, родители отмечают, что младенец склонен к простудным заболеваниям.

Больные с ДМППА выглядят слабыми, бледными. Со временем такие дети (особенно девочки) начинают отличаться еще и ростом. Они высокие и худые, что отличает их от своих сверстниц. Физические нагрузки они переносят плохо, и по этой причине стараются их избегать.

Обычно это не значимый признак болезни, и родители длительно не подозревают о проблемах, которое есть у ребенка с сердцем. Чаще всего такое поведение объясняется ленью и нежеланием чем-то заниматься и утомляться.

Виды патологии

Для удобства понимания сути порока, его принято разделять на определенные формы. Классификация включает следующие виды сердечной патологии по МКБ-10:

  1. Первичная (ostium primum).
  2. Вторичная (ostium seduncum).
  3. Дефект венозного синуса. Встречается у грудничков и взрослых детей с частотой до 5% от общего числа пациентов с такой патологией. Она локализуется в области верхней или нижней полой вены.
  4. Открытое овальное окно;
  5. Дефект коронарного синуса. При врожденной патологии отмечается полное или частичное отсутствие отделения от левого предсердия.

Нередко заболевание сочетается и с другими сердечными пороками. Межпредсердный дефект зашифрован в соответствии с общепринятой классификацией МКБ-10. Болезнь имеет код – Q 21.1.

Первичный (врожденный) порок

Открытый овальный проток считается нормой в период эмбрионального развития. Закрытие его происходит сразу после рождения. Функциональная перестройка идет за счет превышения давления в левом предсердии по сравнению с правыми отделом.

В зависимости от ряда факторов у детей может появиться врожденный порок. Основная причина связана с неблагоприятной наследственностью. Будущий ребенок развивается уже с наличием нарушений при формировании сердца. Выделяют следующие факторы:

  1. Сахарный диабет 1 или 2 типа у матери.
  2. Прием лекарственных препаратов опасных во время беременности для плода.
  3. Перенесенные женщиной в данный период инфекционные заболевания – эпидемический паротит или краснуха.
  4. Алкоголизм или наркотическая зависимость будущей матери.

Первичный дефект характеризуется наличием отверстия сформированного в нижней части межпредсердной перегородки расположенного над клапанами. Их задача заключается в соединении камер сердца.

В отдельных случаях  в процесс вовлекается не только перегородка. Захватываются и клапаны, створки которых приобретают слишком маленькие размеры. Они теряют способность выполнять свои функции.

Признаки

Клиническая картина появляется уже в детстве. Практически 15% пациентов с такой патологией имеют немалый размер в межпредсердной перегородке. Болезнь сочетается с другими аномалиями, которые нередко относятся к хромосомным мутациям. Для ostium primum (первичной формы) характерны следующие симптомы:

  • влажный кашель;
  • отеки конечностей;
  • боли в области грудной клетки;
  • синюшный оттенок кожи рук, ног, носогубного треугольника.

Пациенты с незначительной выраженностью порока доживают до 50 лет, а некоторые и дольше.

Вторичный порок

Чаще всего вторичный дефект межпредсердной перегородки у новорожденного или взрослого человека имеет небольшие размеры. Такой порок возникает в устье полых вен или в середине пластинки, разделяющей камеры. Для нее характерная недоразвитость, что связано с вышеперечисленными факторами. Опасны для ребенка и следующие причины:

  • возраст будущей матери 35 лет и старше;
  • ионизирующее излучение;
  • воздействие на развивающийся плод неблагоприятной экологии;
  • производственные вредности.

Указанные факторы могут провоцировать развитие врожденных и вторичных аномалий межпредсердной перегородки.

При наличии выраженного дефекта основной симптом заболевания – одышка. Дополнительно отмечается слабость, которая сохраняется после отдыха, ощущение перебоев в сердце. Для пациентов характерны частые эпизоды ОРВИ и бронхитов. У некоторых больных появляется синюшный оттенок кожи лица, изменяются пальцы, приобретая тип «барабанных палочек».

Дефект межпредсердной перегородки у новорожденных

Межжелудочковый и межпредсердный дефекты относятся к формам патологии. У плода легочная ткань в норме еще не участвует в процессе обогащения крови кислородом. С этой целью существует овальное окно, через которое она перетекает в левый отдел сердца.

Жить с такой особенностью ему необходимо будет до рождения. Затем оно постепенно закрывается, и к возрасту 3 лет окончательно зарастает. Перегородка становится полноценной и не отличается от строения взрослых людей. У некоторых детей, в зависимости от особенностей развития, процесс растягивается до 5 лет.

В норме у новорожденного малыша овальное окно не превышает 5 мм в размерах. При наличии большего диаметра врач должен заподозрить ДМППА.

Диагностика

Патологию межпредсерной перегородки устанавливают на основании результатов обследования, инструментальных и лабораторных данных. При осмотре визуально отмечается наличие «сердечного горба» и отставание массы и роста ребенка (гипотрофия) от нормальных значений.

Основной аускультативный признак – расщепленный 2 тон и акцент над легочной артерией. Дополнительно возникает систолический шум умеренной степени выраженности и ослабленное дыхание.

На ЭКГ присутствуют признаки, которые возникают при гипертрофии правого желудочка. Любой тип порока межпредсердной перегородки характеризуется удлиненным интервалом PQ. Такая особенность относится блокаде AV в 1 степень выраженности.


Проведение ребенку Эхо-КГ дает возможность быстро разобраться с проблемой на основании полученных данных. При обследовании удается обнаружить точное место расположения дефекта. Дополнительно диагностика помогает выявить и косвенные признаки, подтверждающие порок:

  • увеличение сердца в размерах;
  • перегрузка правого желудочка;
  • нефизиологическое движение межжелудочковой перегородки;
  • увеличение левого желудочка.

Направление пациента на рентгеновское обследование дает картину патологии. На снимке отмечается увеличение сердца в размерах, расширение крупных сосудов.

При невозможности подтвердить диагноз неинвазивными способами, пациенту проводят катетеризацию полости сердца. Данный метод используется в последнюю очередь. Если у ребенка есть противопоказание к процедуре, то его направляют к специалисту, который решает вопрос о возможности допуска к исследованию.

Катетеризация дает полную картину внутреннего строения сердца. Специальным зондом в процессе манипуляции измеряется давление камерах, сосудах. Чтобы получить изображение хорошего качества, вводится контрастное вещество.

Ангиография помогает установить наличие перемещения крови в правое предсердие через дефект в перегородке, разделяющей камеры. Чтобы облегчить задачу специалист использует контрастное вещество. Если оно попадание в легочную ткань, то это доказывает наличие сообщения между предсердиями.

Лечение

Первичный и вторичный сердечные пороки при незначительной степени выраженности принято просто наблюдать. Нередко они могут самостоятельно зарастать, но позднее положенного срока. Если подтверждается прогрессирование дефекта в перегородке, то наиболее целесообразно хирургическое вмешательство.

Пациентам назначается и медикаментозное лечение. Основная цель такой терапии – устранить нежелательные симптомы и снизить риск развития вероятных осложнений.

Консервативная помощь

Перед назначением лекарственных препаратов учитываются все особенности пациента. При необходимости их меняют. Наиболее распространенными группами считаются следующие:

  • диуретики;
  • бета-блокаторы;
  • сердечные гликозиды.

Из числа мочегонных препаратов назначается «Фуросемид» или «Гипотиазид». Выбор средства зависит от степени распространенности отеков. В процессе лечения важно соблюдать дозировку. Увеличение суточного количества мочи приведет к нарушению проводимости в сердечной мышце. Дополнительно к этому артериальное давление упадет, что закончится потерей сознания. Такое последствие связано с дефицитом калия и жидкости в организме.

«Анаприлин» чаще всего назначается в детском возрасте из группы бета-блокаторов. Его задача заключается в уменьшении потребностей в кислороде и частоты сокращений. «Дигоксин» (сердечный гликозид) повышает объем циркулирующей крови, расширяет просвет в сосудах.

Хирургическое вмешательство

При появлении дефекта между предсердиями, операция не относится к числу экстренных. Пациенту можно выполнять ее, начиная с возраста 5 лет жизни. Хирургическое лечение по восстановлению нормальной анатомии сердца бывает нескольких форм:

  • открытая операция;
  • закрытие дефекта через сосуды;
  • ушивание вторичного дефекта в перегородке;
  • пластика с помощью заплаты;

Основными противопоказаниями к оперативному вмешательству является тяжелое нарушение свертываемости крови, острые инфекционные заболевания. Стоимость указанных операций зависит от сложности процедуры, использования материала для закрытия отверстия между предсердиями.

Прогноз

Пациенты с дефектами в перегородке длительно живут при соблюдении рекомендаций, которые указаны лечащим врачом. Прогноз при незначительном диаметре отверстия в ней благоприятный. Установление диагноза дает возможность раннего проведения операции и возвращения ребенка к нормальному ритму жизни.

После проведения реконструктивной процедуры 1% людей доживает только до 45 лет. Больные старше 40 лет (около 5% от общего числа в указанной возрастной группе), которые были прооперированы по причине сердечного порока, погибают от осложнений, связанных с хирургическим вмешательством. Независимо от вероятности их присоединения, около 25% больных умирает при отсутствии помощи.

При наличии недостаточности кровообращения 2 стадии  и выше, пациента направляют на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Инвалидность устанавливается на 1 год после операции. Такая процедура проводится для нормализации гемодинамики. Ее одобряют не только при наличии хирургического вмешательства, но и в сочетании с недостаточностью кровообращения.

Родители должны помнить, что своевременная операция вернет ребенка в обычный ритм жизни. Лечение детей с пороками – это одно из приоритетных направлений в медицине. Наличие социальных квот, предоставляемых государством, позволяет бесплатно сделать операцию ребенку.

Великобритания - Среднее образование - школы, возраст, школа и Англия

Начало резкого увеличения количества средних школ в Соединенном Королевстве часто связано со схемой предоставления среднего образования всем детям, включая детей из бедных слоев населения и рабочего класса, в 1902 году после принятия известного закона об образовании. как закон Бальфура. Согласно закону, правоохранительные органы должны предоставлять и оплачивать места в средней школе для достойных учащихся, а финансирование поступает из налоговых поступлений.Сдача конкурсного экзамена требовалась для зачисления в среднюю школу. Тем не менее, несмотря на опасения родителей среднего класса, что присутствие бедных ослабит качество образования для своих детей, до первой мировой войны и после нее многие родители из рабочего класса отправляли своих детей в средние школы - хотя они были бесплатными.

В возрасте 11 лет почти все ученики в Соединенном Королевстве переходят из начальной школы в среднюю.Государственные школы не требуют тестирования, но независимые средние школы требуют общего вступительного экзамена, который проводится в возрасте 11 лет или немного старше. Современные средние школы придерживаются государственного мандата Национальной учебной программы, требующей от учеников в Англии и Уэльсе сдавать экзамены, называемые стандартными заданиями по оценке (SAT). Эта форма тестирования ранжирует и оценивает учащихся по национальной шкале измеренных способностей в возрасте 7, 11 и 14 лет. С 2001 года Северная Ирландия также планировала аналогичные общенациональные оценочные тесты.

В 1988 году был введен Общий аттестат о среднем образовании (GCSE), заменивший другие виды оценочных тестов. Это оценочный тест для учащихся средних школ в возрасте 16 лет и старше в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Учащиеся в возрасте 18 лет и старше сдают экзамены GCE A-level и AS-level.

В 1998 году был принят Закон о реформе образования, стандартизировавший учебную программу в Англии и Уэльсе с шестью основными областями обучения (английский язык, окружающая среда и общество, творческое и выразительное обучение, языки, математика, а также наука и техника).Кроме того, есть шесть областей перекрестного обучения.

В Шотландии шотландский аттестат об образовании (SCE) в стандартном классе выдается в возрасте 16 лет и старше, в то время как более высокий класс - в 17 или 18 лет. Для тех, кто закончил более высокий класс, существует Сертификат об обучении на шестом курсе. Профессиональное образование в Шотландии обслуживает Шотландское квалификационное управление (SQA), которое является национальным органом, отвечающим за разработку, присуждение и аккредитацию академических и профессиональных квалификаций.

В Северной Ирландии экзамены проводятся Советом Северной Ирландии по куррикулуму, экзаменам и оценке (CCEA), чтобы гарантировать, что его стандарты сопоставимы со стандартами других экзаменационных групп в Соединенном Королевстве.

Средние школы часто отделяют учащихся. Это делается двумя способами. Одним из способов является потоковое вещание - включение учеников с одинаковыми способностями во все классы. Другая практика заключается в ограничении определенных классов, часто математики и естественных наук, учениками с такими же способностями.

Технологии в школах: Министерство образования и навыков провело в 1998 году опрос о наличии компьютеров, используемых в начальных и средних классных комнатах Англии. Он также составил таблицу расходов на компьютеры, измерил использование Интернета и опросил учителей об использовании компьютеров в классе. Основываясь на репрезентативной выборке из 1211 начальных, 1452 средних и 594 английских специальных школ (с ответами из 938 начальных, 977 средних и 453 специальных школ), доля ответивших на опрос составила 77 процентов, 69 процентов и 76 процентов, сообщивших об использовании компьютеры в классе.

В Англии основным стимулом правительства для внедрения компьютеров во все школы была кампания по связям с общественностью 1998 года «Открыто для обучения, открыта для бизнеса». Цель состоит в том, чтобы компьютеры во всех школах были в достаточном количестве для содействия обучению и развития навыков, необходимых для процветания в XXI веке. С этой целью в Великобритании «Национальная система обучения в XXI веке» - это портал для компьютерного совершенства учителей и учеников.

Обязательное образование: Англия отстала от других промышленно развитых стран в принятии законов, защищающих детей от попадания в молодые годы на фабрики и шахты.Реформы заняли десятилетия, чтобы быть осуществленным. Любой читатель, знакомый с работами Чарльза Диккенса (1812-1870), знаком с тяжелым положением эксплуатации детей в Англии. Сам выдающийся автор родился в бедности и был вынужден работать ребенком в черных склад. Ученый Леон Литвак приводит примеры из речей и работ Диккенса, чтобы показать поддержку писателем «всеобщего несектантского образования» и преобразований в школах викторианской Англии.

Только в 1876 году был принят закон об образовании.Закон возложил ответственность за соблюдение на плечи родителей. Большое внимание было уделено регулярному посещению. По закону ребенок может быть вынужден оставаться в школе, если школьные комитеты постановили, что посещаемость ученика была нечеткой.

возраст обязательного посещения был установлен в 10 лет в 1880 году другим законом об образовании, принятым парламентом. Дети могут покинуть школу в 10 лет, но они также могут остаться, если их посещаемость была неудовлетворительной.

В 1893 году закон об обязательном образовании немного поднял возрастную планку, сделав школьный возраст 11 лет.В 1899 году школьный возраст был повышен до 12 лет, а в 1918 году - до 14 лет. Закон об образовании, принятый парламентом в 1939 году, увеличил выпускной возраст до 15 лет, но когда Германия начала бомбить Англию и была объявлена ​​Вторая мировая война, закон был приостановлен на время чрезвычайного положения.

В 1944 году закон об образовании вновь восстановил школьный возраст до 15 лет. В 1947 году последний возраст был повышен до 16 лет. В 2001 году обязательное образование варьируется от 5 до 16 лет в Соединенном Королевстве, причем исключение 4-16 диапазонов в Северной Ирландии.Учебный год в Соединенном Королевстве начинается в августе или сентябре и длится до июня или июля, как указывается школьными чиновниками. Школы остаются открытыми не менее 190 дней в течение учебного года и соблюдают расписание с понедельника по пятницу. Школы работают пять дней в неделю, и есть рекомендуемое количество часов в неделю, которое зависит от возраста ребенка.


.

Переезд детей в среднюю школу

Введение

Ирландский средний (также известный как послешкольный) школьный цикл обычно 5 или 6 лет. Дети начинают учиться в средней школе в возрасте 12 и уйти в возрасте 17 или 18 лет, сдав 2 государственных экзамена в этом период. Минимальный школьный возраст - 16 лет или 3 года. после начального образования, в зависимости от того, что позже.

Большинство школ предлагают студентам возможность перехода Год спустя они закончили первые 3 года среднего образования.Это позволяет студентам изучать неакадемические интересы, будь они социальный, творческий или связанный с миром бизнеса. В конце первых 3 лет студенты сидят младшие Сертификат экспертизы и после этого они могут выбирать из 3 различных Аттестат программы. Они могут взять традиционный (установлено) Свидетельство о выдаче или они могут выбрать из оставления Сертификат Профессиональной Программы или Уход Сертификат прикладной программы, оба из которых направлены на более студент практические и технические способности.

Более подробная информация о среднем образовании находится в нашем документе, начиная Послевузовская школа.

учебный год

Ирландцы средний учебный год тянется с первой недели сентября до первая неделя июня. Если ваш ребенок идет в класс Junior Certificate или Уходя из класса Сертификат, однако, они не закончат до позднего июня, как они будут сдавать экзамены в это время.

Типы школ в наличии

Система послешкольного образования включает в себя средние школы, профессиональные школы, общественные или общеобразовательные школы и платные средние школы.Большинство ирландских детей ходят в средние школы, которые являются частными принадлежит и управляется и часто управляется религиозными орденами, хотя учителя в эти школы, как правило, непрофессиональный персонал. Большинство средних школ бесплатно, но есть и платные школы.

Профессионально-технические училища и общественные или общеобразовательные школы являются бесплатными. Эти школы, как правило, предоставляют как академическое, так и техническое образование, и они часто предоставляют дополнительные возможности дальнейшего образования для выпускников школ и взрослые в местном сообществе.

В Ирландии небольшое количество частных международных школ в том числе французская школа, японская школа и немецкая школа.

Выбор школы и зачисление вашего ребенка

Вы можете получить список Ирландские школы по округам от Министерства образования и навыки.

Вы должны собрать как можно больше информации о школах, в которых вы заинтересованы. Школы могут значительно отличаться в зависимости от того, они работают, и акцент они делают на таких областях, как экзамены, спорт, искусство, личностное развитие, религия, социальные вопросы, европейские языки и приобретение практических навыков.

Поговорите с учителями и, если возможно, с другими родителями, чтобы узнать, школа может удовлетворить потребности вашего конкретного ребенка.

В некоторых школах будет список ожидания. Вам нужно будет исследовать Правила приема в школу, в которой вы заинтересованы, и в целом вы следует заранее планировать зачисление вашего ребенка.

Если вы планируете остаться за границей и отправить своего ребенка к ирландцу Школа как иностранный студент, вы можете выбрать из ряда платных средние школы (такие как школа-интернат или дневная средняя школа), которые организовать размещение и опекунство, в зависимости от обстоятельств.

Система начисления очков

Если ваш ребенок хочет поступить в университет или другое учреждение третьего уровня, им нужно будет набрать достаточно баллов на экзаменах на получение аттестата зрелости. Oни получит очки за 6 лучших оценок, которые они получают с самыми высокими баллами собирается на А1 в газете на уровне с отличием. Большинство студентов изучают 7 предметов по Сертификат об оставлении.

Баллы, которые им нужны для курсов третьего уровня, будут зависеть от предмета, который они хочу учиться. Более подробная информация о переходе на обучение третьего уровня находится в нашем документ, заявка процедуры и входные требования.

Цены

Обучение в финансируемых государством школах второго уровня бесплатное.

Стоимость платных средних школ может значительно варьироваться. Ты будешь нужно проверить с каждой отдельной школой.

Какую бы школу вы ни выбрали, вам нужно будет оплатить учебники и, где соответствующие, школьная форма. Как правило, вам также придется платить за внеклассные занятия.

,
9 ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕТЕЙ | Понимание жестокого обращения с детьми и пренебрежение

Page 341

Дункан, Г.Т., Т.Б. Жабин и В.А. Деволф, ред.
1993 Частная жизнь и государственная политика: конфиденциальность и доступность государственной статистики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

Финкельхор Д. и Н. Страпко
1992 г. Образование в области сексуального насилия и профилактика: обзор оценочных исследований. Глава 7 в D.J. Willis, E.W. Holden и M. Rosenberg, eds., Предотвращение жестокого обращения с детьми . Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья.

Frodi A.M. и M.E. Lamb
1980 Реакция детей, злоупотребляющих детьми, на улыбки и крики младенцев. Развитие ребенка 51: 238-241.

Фюрстенберг, Ф.Ф., Дж. Брукс-Ганн и Л. Чейз-Ландсдейл.
1989 Фертильность подростков и государственная политика. Американский психолог 44 (2): 313-320.

Gil, E.
1982 Калифорнийский закон о сообщениях о жестоком обращении с детьми: вопросы и ответы для профессионалов.Публикация 132 (10/86). Этот буклет напечатан и распространен Департаментом социальных служб штата Калифорния, Управление по предупреждению насилия над детьми, 744 P Street, M.S. 9-100, Сакраменто, Калифорния, 95815.

Холмс, доктор медицинских наук
1976a Подведение итогов после психологического эксперимента: I. Эффективность постхарактерной деохлаждения. Американский психолог 31: 858-867.
1976b Подведение итогов после психологического эксперимента: II. Эффективность экспериментальной десенсибилизации. Американский психолог 31: 868-875.

Кауфман Дж. И Э. Зиглер
1992 г. Предупреждение жестокого обращения с детьми: программирование, исследования и политика. Глава 12 в D.J. Уиллис, Э. У. Холден и М. Розенберг, ред., Предотвращение жестокого обращения с детьми . Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья.

Кит-Шпигель П. и Г.П. Кучер
1985 Этика в психологии Профессиональные стандарты и случаи . Нью-Йорк: Случайный Дом.

Кучер Г.П. и П. Кит-Шпигель
1990 Дети, этика и право: профессиональные проблемы и случаи. Линкольн: Университет Небраски Пресс.

Левин Р.Дж.
1986 Этика и регулирование клинических исследований . Второе издание. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
1991 Уважение к детям как к предметам исследования. Глава 117 в M. Lewis, ed., Детская и подростковая психиатрия; Комплексный учебник . Балтимор: Уильямс и Уилкинс.

Мелтон, Г.
1982 Права детей: где дети? Американский журнал ортопсихиатрии 52 (3): 530-538.
1983 Адвокация детей: психологические проблемы и вмешательства . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
1990 Свидетельства о конфиденциальности согласно Закону о здравоохранении: Сильная защита, но недостаточно. Насилие и жертвы 12: 369-386.

Майерс, J.E.B.
1992 Правовые вопросы жестокого обращения с детьми и пренебрежения . Ньюбери Парк, Калифорния: Sage Publications.

Национальные институты здравоохранения
1991 NIH Руководство по грантам и контрактам. 20 (32): 1-3.23 августа.

Pruitt, D.L., и M.T. Эриксон
1985 Инвентаризация потенциала жестокого обращения с детьми: исследование параллельной действительности. Журнал клинической психологии 41: 104-111.

,

Смотрите также