Задержка психического развития как отклонение в психическом развитии


Задержка психического развития (ЗПР) - причины, симптомы, диагностика и лечение

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Каждый человек - это человек со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше узнать его, нам нужно лучше узнать друг друга через общение. В процессе, который представляет собой мимику, жесты, манеру удержания, с умением слушать уровень его интеллектуального развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают навыки индивидуума для умственной деятельности.

Что такое интеллект и умственное развитие

Конечно, их можно улучшить и улучшить путем самосовершенствования.

Умственное развитие включает в себя набор знаний и навыков, которые были сформированы в процессе их получения.

В переводе с латыни - знание, понимание. А это означает совокупность потребностей для оценки, анализа и разрешения ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Из этого следует, что человеческий интеллект - это определенная система навыков, которая позволяет вам адаптироваться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основанному на полученном опыте, посредством которого управляются различные условия жизни.

Термин «интеллект» можно выявить по трем характеристикам:

  1. Биологический. Это способность сознательно приспосабливаться к ситуации;
  2. Образовательный. Способность к учебному процессу.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине - французский психолог.Интеллект - это способность адаптировать средства для достижения цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабом способности к рациональным действиям, рациональному мыслительному процессу и умелому преодолению жизненных ситуаций.

Теперь мы поймем, что способствует развитию умственных способностей.

Возможность распознать сюжет вашего любимого фильма, с помощью полуслова понять собеседника или легко объяснить, что такое книга - качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала давайте определим термин

Это способность человека распознавать, анализировать и принимать правильное решение ситуации. Умственные способности объединяют все познавательные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувство, понимание и представление.

Теперь мы проанализируем некоторые моменты, которые влияют на уровень умственных способностей.

Нет четкого определения этого термина, утверждают ученые, от которого зависит уровень. Но есть три критерия, которые определяют это:

  1. Познание.Это, например, способность понимать и анализировать речь другого человека или осознание прочитанной книги;
  2. здравомыслие. Характеризуется способностью трезво оценивать ситуацию, выявлять положительные и отрицательные моменты и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность запоминать необходимую и важную информацию. Возможность воспроизвести его в нужное время.

Мы выяснили, что влияет на уровень умственных способностей, и теперь мы учимся их измерять.

Измерение интеллектуальных способностей с помощью теста IQ

На сегодняшний день успешно практикуется во многих компаниях IQ - тестирование работающего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг много споров, но все же это так.

Ответ выражается в результате прохождения теста, число. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент больше ста тридцати, то человек обладает самыми высокими способностями.Все показатели ниже отметки девяноста показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не отчаивайтесь, потому что интеллектуальное интеллектуальное развитие может быть улучшено.

Как это можно улучшить?

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это длительная неактивность, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы поддерживать их в актуальном состоянии и улучшать:

  1. Решение головоломок, шарад, кроссвордов, различных заданий;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, улучшающими работу мозга;
  3. Хобби, любимое занятие.Например, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, которые дают физическую активность.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не расстраивайтесь. Нужно тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Надо все время заниматься самосовершенствованием. И, конечно же, придерживайтесь здоровой диеты и много отдыхайте.

.
Понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Каждый человек - это человек со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше узнать его, нам нужно лучше узнать друг друга через общение. В процессе, который представляет собой мимику, жесты, манеру удержания, с умением слушать уровень его интеллектуального развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают навыки индивидуума для умственной деятельности.

Что такое интеллект и умственное развитие

Конечно, их можно улучшить и улучшить путем самосовершенствования.

Умственное развитие включает в себя набор знаний и навыков, которые были сформированы в процессе их получения.

В переводе с латыни - знание, понимание. А это означает совокупность потребностей для оценки, анализа и разрешения ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Из этого следует, что человеческий интеллект - это определенная система навыков, которая позволяет вам адаптироваться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основанному на полученном опыте, посредством которого управляются различные условия жизни.

Термин «интеллект» можно выявить по трем характеристикам:

  1. Биологический. Это способность сознательно приспосабливаться к ситуации;
  2. Образовательный. Способность к учебному процессу.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине - французский психолог.Интеллект - это способность адаптировать средства для достижения цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабом способности к рациональным действиям, рациональному мыслительному процессу и умелому преодолению жизненных ситуаций.

Теперь мы поймем, что способствует развитию умственных способностей.

Возможность распознать сюжет вашего любимого фильма, с помощью полуслова понять собеседника или легко объяснить, что такое книга - качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала давайте определим термин

Это способность человека распознавать, анализировать и принимать правильное решение ситуации. Умственные способности объединяют все познавательные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувство, понимание и представление.

Теперь мы проанализируем некоторые моменты, которые влияют на уровень умственных способностей.

Нет четкого определения этого термина, утверждают ученые, от которого зависит уровень. Но есть три критерия, которые определяют это:

  1. Познание.Это, например, способность понимать и анализировать речь другого человека или осознание прочитанной книги;
  2. здравомыслие. Характеризуется способностью трезво оценивать ситуацию, выявлять положительные и отрицательные моменты и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность запоминать необходимую и важную информацию. Возможность воспроизвести его в нужное время.

Мы выяснили, что влияет на уровень умственных способностей, и теперь мы учимся их измерять.

Измерение интеллектуальных способностей с помощью теста IQ

На сегодняшний день успешно практикуется во многих компаниях IQ - тестирование работающего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг много споров, но все же это так.

Ответ выражается в результате прохождения теста, число. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент больше ста тридцати, то человек обладает самыми высокими способностями.Все показатели ниже отметки девяноста показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не отчаивайтесь, потому что интеллектуальное интеллектуальное развитие может быть улучшено.

Как это можно улучшить?

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это длительная неактивность, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы поддерживать их в актуальном состоянии и улучшать:

  1. Решение головоломок, шарад, кроссвордов, различных заданий;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, улучшающими работу мозга;
  3. Хобби, любимое занятие.Например, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, которые дают физическую активность.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не расстраивайтесь. Нужно тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Надо все время заниматься самосовершенствованием. И, конечно же, придерживайтесь здоровой диеты и много отдыхайте.

А теперь давайте поговорим о том, как развивать способности ребенка.

Нельзя судить о психическом развитии ребенка, который только родился, потому что он все еще неспособен к действию.Определенно, у него есть природные особенности. Это неотъемлемые черты рождения, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в любой деятельности. Скажем, чувство ритма и способность слышать музыку для танцев, быструю реакцию и точность движений для определенного вида спорта и т. Д.

Затем родители выражают предрасположенность ребенка к любому виду занятий (танцы, рисование, пение). Это соблазняет малыша и доставляет огромное удовольствие.

Чтобы выявить эти таланты, ребенок должен быть погружен в определенный процесс. И, конечно же, их развитие будет происходить только с

.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИЗУЧАЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, Дети с нарушениями развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ИЗУЧАТЬ УМЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

В представленном ниже материале наряду с детьми с отклонениями в умственном развитии традиционные дети будут рассматриваться в традиционном смысле, поскольку отклонения могут быть направлены как в сторону уменьшения, то есть уменьшения.отсрочка, неразвитость и в сторону восстановления.

Дети с нарушениями развития

К этой категории относятся дети с временной задержкой умственного развития, астеническими, реактивными состояниями, конфликтными переживаниями. Причины этих расстройств разные, но их объединяет следующее: эти дети не имеют органических повреждений головного мозга.

Дети с психофизическим или психическим инфантилизмом и дети с инфантилизмом в сочетании с задержкой развития познавательной деятельности, то есть дети с психическим или психическим инфантильностью, включаются в категорию детей с временной задержкой умственного развития , равной .произвольное внимание, логическое запоминание, пространственные представления, восприятие, мышление и т. д. Причины задержки могут быть: токсикоз или расстройства питания у матери во время беременности; недоношенность в связи с тем, что во время беременности мать перенесла вирусную инфекцию, малярию, гепатит, брюшной тиф; легкие родовые травмы, асфиксия плода (недостаточное снабжение плода кислородом из-за перекрута пуповины и т. д.). Если у ребенка первого года жизни была диспепсия или дизентерия, он также может испытывать задержку в развитии.Такие дети позже начинают ходить, разговаривать, имеют небольшой вес и рост, у них появляется странность в эмоционально-волевой сфере. В старшем школьном возрасте они сохраняют черты младших дошкольников: ведущей деятельностью является игра в течение длительного времени; есть непосредственность в поведении, навыки самообслуживания не развиты.

В дошкольном возрасте эти дети не особенно отличаются от общей массы, так как они не должны соответствовать строго регламентированным требованиям, но уже в школе они заставляют вас обратить внимание.Они не работают хорошо

в учебной деятельности, не воспринимают и не выполняют школьных заданий, ведут себя как в детском саду. У них нет школьных интересов, они обязательны для выполнения предложенного задания, плохо овладевают навыками письма и чтения, быстро устают, страдают от головных болей. У детей с психофизическим инфантилизмом нет интеллектуальной недостаточности: они могут понять смысл прочитанного рассказа, правильно разложить предложенную серию картинок, понять смысл сюжетной картинки.Таким детям необходим индивидуальный подход с самого начала обучения, и при правильном педагогическом подходе трудности в обучении можно преодолеть.

Как упоминалось выше, категория детей с временной задержкой развития включает детей, у которых инфантилизм сочетается с некоторой задержкой в ​​развитии познавательной деятельности. У них недостаточное общее развитие, которое в сочетании с трудностями в обучении может быть ошибочно диагностировано как олигофрения.

Итак, иногда задержки в развитии могут касаться только эмоционально-волевой сферы, в других случаях к этому присоединяется задержка в развитии мышления, но такие дети всегда характеризуются особенностями младших детей, и в обучении они требуют особого педагогического подхода ,

>

Дети с астеническими состояниями. Любые неблагоприятные факторы, будь то соматические инфекции, незначительные травмы или очень незначительные очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые переживания, утомление, в первую очередь влияют на центральную нервную систему и могут вызывать функциональные расстройства психической деятельности. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, различают церебральную и соматогенную астению.

Причина церебральной астении заключается в том, что нарушается циркуляция жидкости в мозге.Это может произойти в результате сотрясения мозга или воспалительного очага в головном мозге, даже небольшого узкого разреза. При воспалительных процессах в головном мозге и черепно-мозговых травмах количество спинномозговой жидкости может увеличиться, а затем нарушится ее циркуляция.

Характерной чертой церебральной астении является нарушение интеллектуальной деятельности с сохранением первичного интеллекта. Во время работы такие дети быстро устают, возникает нервное истощение и возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, снижается память и внимание, дети плохо концентрируются во время выполнения задания или их легко отвлекает отдел.В поведении это выражается следующим образом: некоторые дети чрезмерно возбуждены, беспокойны, чрезмерно подвижны, раздражительны, плачевны, другие, наоборот, медлительны, робки, медленны, сдержаны, неуверенны. Такие дети часто отказываются отвечать на уроке из-за страха сказать что-то не так.

Причины Соматогенная астения - физическая слабость, соматические заболевания (заболевания внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детские инфекционные заболевания.

Особенности астении при внутренних заболеваниях наиболее характерны для детей с медленным туберкулезным опьянением.Это выражено в

.

Смотрите также